Пейзажи Александра Иванова. 1974. Автор: Г.А. Загянская
К творчеству крупных мастеров прошлого обращается почти каждое поколение, находя для себя что-либо важное. При новом осмыслении наследия особый интерес представляют не только сами оставшиеся произведения, но и весь тот материал, который можно трактовать как намерения художника, какая бы дистанция ни существовала между замыслом и выполнением. Среди русских художников всегда требовал такого рассмотрения
. Его творческая судьба складывается нелегко. Умирает он в расцвете творческих сил, многие замыслы остаются незавершенными, и подводить итог на основании оставшихся произведений часто бывает трудно.«Загадка» творчества
, по мнению исследователей, продолжает жить параллельно с интересом к нему. Кроме того, ретроспективные выставки, где произведения экспонируются среди современных ему русских и европейских художников, убеждают, как сложно найти им какую бы то ни было аналогию.В творчестве Явление Христа народуЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея» («Явление Мессии»), — с находящимися в сложной зависимости от нее пейзажами, а также с серией акварелей на библейские темы, так и оставшейся в эскизах. К этому добавляется комплексное воздействие на основных философских идей того времени: немецких и русских романтиков, ранних славянофилов, младогегельянцев, социалистов утопического толка и других. Но если мировоззрение Иванова складывалось под влиянием лучших умов его времени, то в плане нового постижения мира, выражавшегося в конкретных пластических результатах, он был одинок. Само стремление к некоей всеобъемлющей философской системе, пусть не нашедшей у стройного завершения, помогало художнику в поединке с натурой. Без того не смог бы стать новатором, художником, нашедшим пластическое воплощение своему желанию «обнять природу».
нашли отражение многие из неразрешимых вопросов времени, оказавшиеся тесно связанными с судьбой его исторических композиций и в особенности с трагедией его центральной картины на «всемирный» сюжет—«Новаторский характер творчества
особенно проявился в пейзажах. Поэтому их изучение представляется важной проблемой. Чтобы выявить отношение художника к натуре, к природе, исследователь оказывается вовлеченным в целый ряд вопросов. Некоторые из этих вопросов сохраняют значение лишь для истории искусства, другие более близки нам. Трудность и в том, что пейзажи резко отличаются от всего сделанного в этом жанре другими художниками.Исследование, тесно связанное с рассмотрением творческого метода художника, его живописной системы, соответствием или несоответствием между замыслом и выполнением и т. д., должно затронуть ряд тем, выходящих за рамки пейзажного творчества. Необходимо рассмотреть творчество художника в целом и уяснить, насколько его поиски связаны с задачами, стоявшими перед современниками, а также перед последую щими поколениями.
Даже при беглом взгляде на обширную литературу об
можно отметить резкие противоречия, колебания как в оценке творчества мастера в целом, так и отдельных его периодов. Каждое поколение художников, критиков, просто зрителей видело в произведениях то, что в данный момент отвечало их интересам, было им близко. Поскольку направленность поисков различных поколений была подчас резко противоположной, зачеркивающей достижения предшественников, то подобный подход вряд ли способствовал полному изучению художника. Все это заставляет задуматься над тем, почему именно давал (и продолжает давать) повод для столь разнообразных характеристик и можно ли по этому факту судить о постоянном живом начале его творчества.Современники
прежде всего помнили, как сам художник настаивал на своей миссии исторического живописца, считая, что историческая живопись одна лишь способна осуществлять высокое назначение искусства, в то время как остальные жанры, куда он подчас включал портрет и ландшафт, не могли к этому назначению приблизиться. Вряд ли кто-нибудь придавал значение его словам, сказанным незадолго до смерти, о том что в натурных работах заключено лучшее время его жизни.Явления Христа народуЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея». О пейзажах либо вообще не говорили, либо давали волю иронии: опять ищет пень для третьего плана картины.
ждали в России как автора «Приезд в Россию в 1858 году после почти тридцатилетнего затворничества вызвал различные толки, и нет нужды подробно останавливаться на нестройном хоре, в котором хула слышалась рядом с восторженными похвалами.
то рассматривали как последнего представителя вымирающего племени исторических живописцев, нашедшего в обращении к традициям старых мастеров своеобразную «лазейку» для того, чтобы не заниматься насущными проблемами искусства, то видели в нем «повторение Овербека в самом непривлекательном виде». Его могли приветствовать и посредственные академические художники, которым казалось будто они видят в творчестве подтверждение неуклонного следования академическим традициям, и художники, мировоззрение которых было в тот момент самым передовым.