Иванов Александр Андреевич [1806—1858]

  • Страница №1

Пейзажи Александра Иванова. Заключение. 1974. Автор: Г.А. Загянская

 

Время всегда выдвигает свои требования обновления старых форм новыми за счет обращения к натуре, и, естественно, каждый раз это происходит по-разному. И есть художники, поиски которых становятся в какой-то мере этапными. Иванов Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны..., несмотря на незавершенность творческой судьбы, из их числа.

Казалось бы, не стоит сравнивать Иванова Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... и Сезанна, слишком многое их разъединяет. И все-таки в таком сравнении есть известная польза — и тот и другой оказались, хотя и с разницей в пятьдесят лет, перед проблемой соединения старого и нового видения. Обоих будут обвинять в том, что они ищут исчерпывающих формулировок для искусства.

В данном случае не имеет значения, что традиции Иванова Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны..., по существу, не получили в свое время продолжения и только сравнительно недавно, как писал в 1930-е годы Н. Щекотов, «началось паломничество в залы Иванова Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны...». Сезанна породило иное время, он имел огромное влияние на последующие поколения, и все-таки перед ним стояли многие проблемы, мучившие и русского художника.

В долгом поединке с самим собой, с окружающей средой Иванов Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... преодолел традиционные, застывшие формы академического видения.

Характерны два его высказывания. Описывая пейзажистов, живущих в Риме, которые пишут с натуры быстрые этюды, а потом сочиняют по ним пейзажные композиции, Иванов Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... говорит: «Не люблю я их методу, впрочем, кто как чувствовать умеет. Мне кажется, грешно в Италии (да и везде) работать без натуры, что можно сравнить с правдой». Рядом интересно звучат другие его слова: «Мне бы очень хотелось на прекрасной природе проверить те сведения, которые я зачерпнул, копируя Рафаэля». Есть ли противоречия в таких словах и что можно извлечь из их сопоставления? Казалось, немногое, тем более что выводы будут близки к тому, что мы уже говорили на протяжении данной работы: поиски синтеза на основании конкретного изучения природы. Эти поиски перекликаются с требованием Сезанна о возвращении к классицизму через природу, к проверке Пуссена природой.

Мы прекрасно понимаем огромную разницу во времени, обстоятельствах. Сезанн скажет об этом уже после того, как импрессионисты довели систему непосредственного восприятия природы до своего логического завершения. Многие трудности Иванова были для французского художника позади, но вместе с ними еще дальше уходила органичность восприятия

старых мастеров. Задача же синтеза абстрактного и конкретного оставалась. Если говорить о том, как в творчестве обоих художников раскрывалась сама природа, какие средства для этого использовались, то можно увидеть, естественно, как различия, так и общие моменты.

Поиски Сезанна устремились в русло нового динамического решения пространства, противоборства разрушения и становления формы. В сравнении с этими громадными реформами Иванов кажется в известной степени традиционным: равновесие масс — отличительное свойство его пейзажей.

Гораздо больше общего можно найти у обоих художников в колористических достижениях. Через головы поколений они развивали цветовые формулы венецианцев, строили пространство с помощью цветовых отношений. Это не значит, что их нужно решительно отделять от пленэрного мышления. Настойчивое изучение природы привело к тому, что световые атмосферные качества в работах обоих художников рождаются по-иному. Зритель может видеть в их работах лишь общий рассеянный характер света. Иванов Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны..., так же как и Сезанн, исходит из цветовых соотношений самой живописи, без оглядки на иллюзорность эффекта света и тени, без развеществления предмета.

В данном случае важно опять же настойчиво подчеркнуть, что оба художника нашли количественную меру, позволившую осуществить могучий синтез абстрактного и реального. В нашу задачу не входит рассмотрение, как и насколько этого достиг Сезанн, так же как и то, возможно ли было в его время создание героического пейзажа.

Поединок обоих художников с природой был жестоким. Сезанн говорит о том, что он с таким напряжением вглядывается в природу, что у него начинают «кровоточить» глаза. Иванов неистово, до боли в глазах работает в болотистых местах Римской Кампаньи, но такого драматизма в столкновении у него нет.

В единичном увидеть всеобщее, не отступая от закономерностей единичного, — в достижении этой задачи все должно было помочь — цвет и форма, не отступающие от правды мотива, и более отвлеченная цветовая организация пространства. Столь вплотную этими задачами, закономерными для всякого творческого процесса, занималось в истории искусств не так уж много художников, как это может показаться на первый взгляд. Увидеть природу в «праздничном облачении», философски осмыслить ее помогли Иванову Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны..., как мы пытались проследить на протяжении этой работы, многие обстоятельства.

Но интересны ли сейчас эти пейзажи, когда столь сильно изменилась форма общения с природой? Изощренный глаз современного зрителя не увидит здесь виртуозности, драматических коллизий. Иванов Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны... не похож на художников, о которых он сам пишет как о делающих «из искусства себе коньки, чтобы выезжать капризной новизной в нашу публику». Скорее, пейзажи этого классика нового времени остановят внимание другими качествами. «Мы не маленьким речкам удивляемся, хотя они прозрачны и полезны, но Нилу, Рейну и гораздо больше океану», — заметил как-то Иванов Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны.... По своему скромному внешнему виду пейзажи Иванова Иванов Александр Андреевич Иванов Александр Андреевич [1806—1858] Великий русский художник, яркий представитель классицизма. В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны..., казалось, должны быть маленькими полезными «речками», но, обладая величием большого искусства, они удивляют нас подобно океану.