Представитель портретной живописи в стиле арт-деко Тамара де Лемпицка. 2012.
оставила после себя галерею образов своих современников. Работы, написанные ею в 1925—1933 гг., украшают сегодня обложки многих книг, не оставляя шансов для современных художников. Издатели понимают, что таким образом они привлекают к своей продукции внимание публики. За последнее время оригинальные работы Лемпицкой были проданы за огромные деньги на аукционах Кристи и Сотбис, не говоря уже о том, что произведения художницы приобретаются музеями, ими охотно пополняют свои коллекции звезды кинематографа и эстрады. В мае 2004 г. Королевская Академия искусств устроила в Лондоне выставку картин Лемпицкой. Это произошло спустя год после демонстрации ее произведений на большой выставке ар-деко в лондонском Музее Виктории и Альберта.
Публика стекалась на выставку произведений признанной художницы, чьи картины оцениваются очень высоко, несмотря на беспрецедентно враждебную критику. Прибегнув к языку «порицания нравственности», критик-искусствовед из газеты «Санди тайме» Вальдемар Янушек выразил свое негодование так: «Я назвал ее манерной и ограниченной торговкой пошлыми поделками в стиле ар-деко. Но я ошибался.
оказалась чем-то гораздо худшим. Она удачливая движущая сила в художественном разложении, манерная развратница великого искусства, торговка пустыми ценностями, гнусная невежда и абсолютно никчемная художница, чьи картины, к великому сожалению, продаются по баснословным ценам».Если следовать логике Янушека,
оказалась в Париже в 1919 г. не в качестве безобидной эмигрантки, бежавшей от революции в России, а как зловещий посланец, намеревающийся «нанести оскорбление благопристойному обществу и нарушить общепринятые нормы своего времени». Невозможно понять, что же именно вызвало такой бурный поток истерических оскорблений в адрес художницы. Возможно, разгадка кроется в следующем его высказывании: «Лютер Вандросс коллекционировал ее картины, наверняка Мадонна. Стрейзанд». Его неприязнь, скорее всего, продиктована политикой, а не моралью. Обычно подобного рода критиков раздражает сам стиль жизни тех, кто коллекционирует работы Тамары Лемпицкой, как, впрочем, и стиль жизни ее моделей.Различные источники сообщают нам о месте и дате рождения Лемпицкой по-разному. В некоторых публикациях говорится, что
сознательно изменила место своего рождения, указав не Москву, а Варшаву. Это может быть существенной деталью, так как ходили слухи, что она наполовину еврейка (по отцу) и что обман относительно места своего рождения был вызван желанием это скрыть. Безусловно, частые переезды (а так поступала и на протяжении всей своей жизни) являлись способом выжить, к которому были вынуждены прибегать многие евреи ее поколения. Предвидение женщиной, не увлекающейся политикой, опасности находиться в нацистской Германии и ее желание покинуть Европу в 1939 г. также подтверждают предположение, что в ней текла еврейская кровь. По официальным же данным Тамара Гурвик-Горска родилась в 1898 г. в Варшаве в семье богатых польских дворян.В конце XVIII в. границы Польши изменялись три раза, и большая часть государства, включая Варшаву, вошла в состав Российской империи. Результатом возрастающей волны национализма в XIX в. явился ряд мятежей против правления русских и жестоких попыток подавить самобытность польского народа. Вряд ли Тамаре были близки культурные и политические устремления поляков. Скорее наоборот, она разделяла стремление правящей верхушки подавить национально-освободительное движение в Польше. В пользу подобной точки зрения говорит то, что, покинув большевистскую Россию в 1918 г., она, наряду с тысячами русских эмигрантов, выбрала местом жительства Париж, а не освобожденную независимую Польшу. Позже Тамара говорила, что их детство (у нее были старший брат Стасик и младшая сестра Адриана) было счастливым.
С раннего возраста Тамара отличалась своенравностью. Она вспоминала, что, когда ей было двенадцать лет, в ее жизни произошло важное событие: «Мама решила заказать мой портрет известной художнице… Мне приходилось сидеть неподвижно на протяжении многих часов… это было пыткой. Впоследствии я также мучала тех, кто мне позировал. Портрет, написанный художницей, мне не понравился, он получился… неопределенным… Изображение совсем не походило на меня. Я решила, что подобную работу смогу выполнить лучше. Я не знала техники живописи. Я никогда не писала картин, но это было неважно. Сестра была на два года младше меня. Я приобрела краски. Я заставила сестру сидеть смирно. Я рисовала и рисовала до тех пор, пока не получился портрет. В нем было много недостатков, но на моем портрете сестра была гораздо больше похожа на себя, чем я на портрете, выполненном знаменитой художницей».
Именно благодаря этому случаю обнаружилось истинное призвание Тамары, как считала она сама. Еще одним толчком послужило путешествие с бабушкой по Италии на следующий год. Посещение музеев в Венеции, Флоренции и Риме пробудило в ней настоящую страсть к искусству эпохи Возрождения. В 1920-1930-х гг. она создала свои лучшие работы. На фотографии, сделанной в Монте-Карло, Тамара выглядит как обыкновенная девочка-подросток из хорошей семьи в период перед Первой мировой войной. Ее красивые густые волосы волнами спускаются на плечи, доходя почти до талии, как на картинах художников прерафаэлитской школы. Тринадцатилетняя Тамара запечатлена играющей в детскую игру диаболо, но чувственные губы и холодный решительный взгляд не соответствуют ее возрасту. Немного времени осталось до следующего значительного этапа ее жизни — периода ухаживания и замужества.