Представитель портретной живописи в стиле арт-деко Тамара де Лемпицка. 2012.
В коммерческом смысле очевидно сходство творчества Лемпицкой с индустрией моды, с ее отличительными особенностями. Как и
, модельеры двадцатых и начала тридцатых годов использовали в своих работах элементы авангардистских направлений, в частности кубизма и футуризма, для того, чтобы создать стиль, который, с одной стороны, был бы современным, а с другой — красивым и доступным для широкой публики. На страницах журналов «Вог» и «Харперс базар» тех лет можно увидеть те же доминирующие элементы, что и на картинах Лемпицкой, — абстрактные металлические формы и поверхности, панораму Манхэттена в качестве фона, модную одежду и аксессуары.Наряду с заимствованием деталей с картин известных художников журналы мод иногда приглашали их самих для оформления своих обложек. Лев Бакст, Мари Лоренсин, Павел Челищев, Рауль Дюфи, Пьер Рой и Сальвадор Дали принимали участие в оформлении журнала Vogue. Картины Лемпицкой как нельзя лучше подходили для журналов мод во всем мире, и удивительно, что она не принимала участия в оформлении обложек Vogue ни в Америке, ни во Франции. Однако ее несколько раз приглашали для этой цели в модный немецкий журнал Die Darne. На одной из обложек журнала появился ее «Автопортрет в зеленом "бугатти"», написанный в 1925 г., репродукции которого очень часто использовались.
В течение определенного времени
часто писала портреты на заказ. Этот относительно короткий период начался с ее триумфа в 1925 г. на выставке в Милане и закончился в 1933 г., когда Великая депрессия коснулась Франции.Экономические перемены и изменения во вкусовых пристрастиях в обществе привели к тому, что заказов не стало. Высшим достижением Лемпицкой можно считать то, что ей удалось отразить в своих работах этого периода данный момент времени. В общем можно сказать, что мужские портреты художницы показывали индивидуальность модели, а женские являлись более обобщенными типажами, что было характерно для большинства профессиональных портретистов. Будучи мужчинами, они глубже проникали в психологию портретируемого, а женщины чаще являлись для них лишь объектами для изображения. Это можно сказать, например, о Лели, Неллере, Рейнолдсе и Энгре.
Написанные ими мужские портреты ярко передавали характер модели, чего нельзя сказать об их женских портретах.
Мужские портреты Лемпицкой могут показаться критическими и даже насмешливыми. Примером этого может служить портрет известного декадента великого князя Гавриила Константиновича. Его надменно-брезгливый вид и мундир, который выглядит как костюм опереточного героя, граничат с карикатурой. Наверное, наиболее глубоким и впечатляющим из всех мужских портретов, написанных Лемпицкой, можно считать портрет ее мужа Тадеуша Лемпицкого, сделанный в 1928 г. Жестоко уязвленный Тамариными скандальными изменами и тяжело переносивший ее успех как в свете, так и в творчестве, Лемпицкий заявил, что уходит от нее к другой женщине. Это было сказано именно в то время, когда писался портрет. Художнице удалось передать выражение неуверенности и подозрительности на привлекательном лице мужчины, которого она когда-то любила, а теперь даже не уважала.
Будучи в ярости от того, что муж ушел к другой женщине,
оставила недописанной левую руку на портрете и выставила картину под названием «Незаконченный портрет Тадеуша Лемпицкого». Настороженность Тадеуша, переданная художницей на портрете ее мужа, контрастирует с ощущением властной решимости, исходящей от образа доктора Бокара, который заказал ей свой портрет в 1928 г. Состоятельный врач, обладатель патента на созданное им лекарство лацетол, щедро платил за собственные портреты, а также портреты его жены и дочери Арлетт. Высокий гонорар за работу был вполне оправдан, ведь результатом явилась картина, увековечившая его как выдающегося ученого. Портретируемый одет в белое пальто, в его галстуке сияет жемчужная булавка. Динамичность образа подчеркнута «пружинно» развернутой позой, а также фоном из остроугольных плоскостей, напоминающим кадры из экспрессионистского фильма.Сияющий металлом микроскоп и пробирка в его руке использованы в качестве неотъемлемых атрибутов ученого, на манер аналогичных изображений эпохи Ренессанса. Что касается женских портретов, то заказы на них, как правило, исходили от состоятельных мужей портретируемых дам.
создала целую серию ярких образов молодых жен. Первым был «Портрет миссис Буш». Весной 1929 г. Руфус Буш, чье семейство владело нью-йоркской компанией железнодорожных перевозок, появился в мастерской Лемпицкой с просьбой написать портрет его невесты. Воодушевленная красотой девушки и достатком молодого человека, согласилась поехать вместе с ними в Нью-Йорк для выполнения заказа, увеличив при этом свой гонорар в четыре раза.а роскошном лайнере «Париж» (безусловно, единственно подходящем для модной художницы, жизнь которой была воплощением принципов стиля ар-деко) в сентябре 1929 г.
прибыла в Нью-Йорк.Как и большинство людей, впервые приехавших в Нью-Йорк,
тут же влюбилась в силуэт города, который предстал перед ней с палубы лайнера. С этого момента стилизованный облик Манхэттена становится привычным фоном для ее портретов (даже тех, что были написаны в Париже), когда она хотела погрузить свои модели в атмосферу современности и урбанистического изыска. Миссис Буш изображена как раз на таком фоне; на ней легкий красный камзол и черная юбка, с умыслом выбранная самой художницей. Ее образ соединяет в себе мужское и женское начала, однако это скорее «гарсон», нежели очаровательная амазонка.