Призвание — быть гражданином. 2010. Автор: София Ласточкина
Призвание — быть гражданином
Сочувственный и добрый, он никогда не мог пройти мимо чужого горя. Во время половодья на своей лодке спасал пострадавших, которые остались без крова, помогал материально. Художник радо отдавал свои произведения на благотворительные выставки, перечислял деньги для Красного Креста.
Он не колеблясь стал на защиту 40 студентов, исключенных за участие в революционной деятельности 1905 году из Киевского художественного училища. В то время в редакцию «Вечернего Киева» пришло такое письмо: «М.г., г. редактор! Не откажите дать место в вашей уважаемой газете. Киевская рисовальная школа закрыта…Удалено несколько преподавателей по научным предметам,…исключено до 40 лучших талантливых учеников. Словом, настоящий погром, устроенный «содержателем» школы. Возникает вопрос: почему произошло удаление преподавателей, почему стали происходить сходки учеников, и какие ими предъявлены требования к ее «содержателю», и почему сорок учеников выброшены на улицу? ...Прошу прощения, но склонен думать, что сходки происходили потому, что ученики были недовольны постановкой школы, плохим отношением художников к ученикам, в особенности ее «содержателем» …Я учился в Московском училище ваяния и зодчества в 70-е годы, платил за учение 30 рублей, а «содержатель» киевской рисовальной школы берет 100 руб. За 30 рублей я пользовался прекрасными гипсовыми фигурами, костюмами, оригинальными масляными картинами; к моим услугам была прекрасная библиотека, снабженная дорогими художественными изданиями научными книгами и журналами, гравюрами лучших образцов; я мог пользоваться натурщиками и во внеклассные часы, а самое главное — у меня были профессора, которые относились к нам, ученикам, с истинным отеческим чувством. И были то братья Сорокины, Перов, Прянишников,
, скульптор Иванов, . И смешно было бы подумать, чтобы у нас были сходки, и пришли бы мы в ужас, если бы в то золотое время нас, как ненужную истрепанную вещь, выбросили в числе сорока на улицу! Но что же творится в киевской рисовальной школе? За что увольняются 40 учеников? За что увольняется научный педагогический персонал? И почему остаются молчать господа преподаватели-художники, во главе с «содержателем», сами доведшие школу до забастовок и распада? Очень желательно, чтобы лица, стоящие во главе школы, дали бы ответы на эти вопросы, близкие сердцу людей, любящих искусство и отдавших на служение ему свою жизнь».Для изгнанных студентов мастер организовал студию. Среди его учеников были Алексей Грищенко, София Левицкая и два друга — А.Богомазов и А. Архипенко, которые определили развитие нового искусства 20 века, один — украинского, другой — мирового.
Студия просуществовала несколько лет. В методах преподавания сергей Иванович стремился наследовать педагогические традиции московского училища живописи, скульптуры и архитектуры. Он хотел передать молодежи свой опыт, свое понимание законов искусства. С началом весны, когда все студийцы дружно выходили на натуру, мастер советовал: «Наблюдайте весну. Идите в парки. Наблюдайте одно и то же место ежедневно и ежечасно, и вы увидите, как изменяется природа».
Не только судьба людей волновала Светославского. Беспокоился он и о животных. Так, например во время голода и разрухи, когда самому художнику едва что было есть, его сильно тревожила жизнь наших братьев меньших, находящихся в зоопарке. Вот его письмо в редакцию той же газеты: «Обращаюсь к вам с великой просьбой обратить внимание, не дать умереть с голода тем узникам, которые ни в чем не повинны, ничего не видят, ничего не знают, что творится на нашей бедной Руси. Я говорю о животных, — зверях и птицах, находящихся в киевском зоологическом саду. Киевский зоологический сад, как он ни мал, как он не беден, сыграл и еще сыграет для широкой публики большую просветительную службу. Дети наши изо всех школ и училищ посещали сад бесплатно, получали здесь наслаждение и восторг, который можно было наблюдать на их милых лицах. И вот стали теперь чудные, редкие экземпляры пропадать от голода: пропали пара молодых, чудных барсов, громадных размеров кавказский медведь, которому давали теперь только по два фунта хлеба в сутки.
Никто не знает, как трудно было добывать их. Для того чтобы приобрести каких-нибудь орлов-сипов, 6 или 7 штук, я потратил два лета.(…) Горных быков, памирских, которых я сюда прислал, выбрали самых лучших из нескольких сот штук киргизы; гнали их по горам 450 верст на Иркишталь и до Оши, дальше я сам гнал до Андижана, а оттуда уже привез в вагоне железной дороги в Самарканд. Боялся за них, чтобы они не пропали от жары; и вот они акклиматизировалися, теперь живы и здоровы; неужели им судьба — пропадать! Очень жаль!
Сад этот создавался многими лицами, истинными любителями, в том числе и я один из них. Художник
»