Призвание — быть гражданином. 2010. Автор: София Ласточкина
Особое внимание мастер уделял Днепру. Как для
Волга стала символом России, так и Днепр отождествлялся у с малороссийской землей. В «Днепровских порогах» перед глазами зрителя открывается образ могущественной реки-темной и суровой. А в «Пароме», например, Днепр отражает само спокойствие и будничность.Картины художника показывают, что природа не всегда может покоряться человеку, и он вовсе не является ее хозяином, а лишь ее частью, ее детям, ее заложником. Об этом — картина «Половодье», которую, по словам М. Мурашко Сергей изобразил «сурово и правдиво»: буйствующая стихия, узниками которой оказались жители бедного пригорода.
Лишь один раз Сергей сделал попытку отойти от своего любимого жанра. Под заказ известного в Киеве мецената — купца, лесопромышленника, С. Могилевцева — он исполнил(1905-1908)десять металлических панно для декорации его особняка на Липках, в основу которых положен роман О. Толстого «Князь Серебрянный».
Меня здесь не уважают, даже права голоса лишили…
Во время разрухи и голодовки, когда картинами интересовались мало и когда, отбросивши палитру, надо было из старого железа делать ведра и менять их на хлеб, — в эти годы С.И. лишился зрения. Это трагедия для художника, также, как и глухота для композитора. Но ее Светославский переносит с героической стойкостью.
В советские времена для С. Светославского наступила пора забытья. Новая власть творила новое искусство. Все, что он сделал раньше, не соответствовало эстетическим вкусам революционного времени, которое с такой легкостью разрушало старый мир. «Здесь меня не уважают, даже права голоса лишили, не знаю именно, за что, но все что я сделал для города, для политических засланников, все забыто», — с горечью констатировал художник. Он скорбит только о том, что ему не удалось закончить большую картину, которая занимает половину его мастерской… О том, что громадный материал этюдов, записанных с натуры во время скитаний у подножий Памира, вокруг Туркестана, по бурханам «голодной степи», у величественных развалин Тамерлановых гробниц, цыганских шатров, по базарам Самарканда, среди караванов, или в ущельях неприступных гор, на разноцветных праздниках кочующих народов — не превращен в картинную галерею, а так и остался в этюдах и набросках».
Часто в мастерскую художника заходили непрошенные гости, с требованием: «Жизнь или золото». Они не верили, когда он говорил, что его золото в глазах и пальцах. Перевертывая все кругом, они ничего не находили, кроме незавершенных картин, и уходили с пустыми руками.
…А больше у него, кроме картин, ничего не было.
В том большом количестве картин, которое он оставил, вырисовывается перед нами образ скромного и трудолюбивого, но в то же время гордого человека, талантливого художника-патриота, искусство которого объединило в себе два столетия — 19 и 20.
19 сентября 1931 года он умер. Похоронен на Лукъяновском гражданском кладбище, которое с 1994-го является Государственным историко-мемориальным заповедником. Здесь же покоятся и его коллеги, художники О.О. Мурашко,
, , а также великие деятели украинской науки, культуры, военного дела: академики медицины М.Д. Стражеско, О.Ю. Лурье, О.М. Марзеев; астроном О.Я. Орлов; историк, второй президент АНУРСР М.П. Василенко; ботаники М.Г. Кащенко, О.В. Фомин; композитор М. Антонович; актриса театра «Березиль» Л.М. Гаккебуш; последний главнокомандующий Российской императорской армии генерал-летенант Н.Н. Духонин, соавтор изобретения легендарной «Катюши» В.И. Александров; витязь неба, ас-истребитель Е. Крутень, летчик известный миру как автор и первый исполнитель «мертвой петли» и рекордных по длительности перелетов П. Нестеров, моряки Днепровской флотилии и др.Автор: София Ласточкина