Пути молодых. 1976. Автор: Л. Акимова
Организаторы выставки произведений молодых художников, состоявшейся в залах Академии художеств СССР, стремились показать искусство молодежи всех национальных республик; экспозиция была обширной, «представительной», отражала существенные стороны их творческих интересов на современном этапе. Обращало внимание прежде всего не многообразие стилистических направлений (хотя оно безусловно имело место), но, если можно так сказать, «отстоявшееся» отношение к профессиональному мастерству, стремление к завершенности, законченности произведения. Наиболее отчетливо проявилось это в станковой картине.
Те тенденции последних лет, намечавшиеся и развивавшиеся на многих молодежных выставках, которые можно определить как стремление к созданию станковой картины, завершенной, обладающей «своим» ясно очерченным миром, ныне утвердились как несомненная реальность. В обращении молодых к опыту классического искусства явственно обозначились желание приобщиться к вечным категориям прекрасного, поиски в современности гуманистических высоких начал бытия. Эти представления преподносились в устойчивых пластических формах, опирающихся на классическую систему, усилилось внимание к тщательной проработке всех компонентов полотна, самой ее поверхности. Справедливости ради следует сказать, что «классицизирующая» тенденция не была единственной за последние годы; но она проявилась очень активно, а зачастую доминировала, смыкаясь иногда с традициями примитива и народного искусства.
Но любое движение в области обновления изобразительного языка плодотворно прежде всего с точки зрения возможности более глубокого и полного раскрытия мира современника. О необходимости соответствия формы ее духовному наполнению невольно приходилось задуматься перед работами молодых художников в залах Академии художеств СССР.
Это, конечно, не новое соображение встает сейчас особенно остро, пожалуй, потому, что мы наблюдаем большой интерес молодых художников к жанру портрета. Разумеется, молодые художники не идут каким-то особым путем; портретная живопись, как известно, начинает занимать ключевые позиции на больших смотрах последних лет. Значительный раздел составил портрет и на этой выставке.
В серии портретов колхозниц села «Черное» («Девушки села «Черное», «Девушки с граблями», «Колхозница», «Катя») ленинградки Л. Кирилловой верность классическому идеалу, возвышенное представление о красоте человека органично соединяются с непосредственностью впечатления, наблюденностью, которые возникают от живого общения с современниками. Портреты Кирилловой заставляют вспомнить некоторые образцы портретного творчества 30-х годов, прежде всего искусство А. Самохвалова.
Художница стремится найти меру соотношения красоты и правды, избежать стилизации и убедить зрителя в реальной духовной и физической привлекательности своих героинь. И, что представляется особенно важным, здесь видна попытка уловить некоторые обшие черты, свойственные молодым современницам, труженицам 70-х годов; художница явно подходит к поискам социальной характеристики, преодолевая то слишком узкое, как бы заранее ограниченное сферой «домашних» отношений содержание, которое свойственно многим портретам молодых художников.
Правда, таким камерным по своей задаче портретам часто нельзя отказать в искренности (например, «У окна», «Портрет жены» С. Волхонского). Однако их содержание представляется предельно суженным, почти не находящим отклика у зрителя и как бы не претендующим на него. Мы видим и крайности в развитии такого типа портрета, когда все внимание узко сконцентрировано на «качестве отделки», скрупулезной, ювелирной проработке деталей, когда обработка рамы небольшой картины становится столь же важной, сколь и сама модель. Сам портретируемый оказывается отодвинутым на какой-то дальний план — нам в общем все равно, что за человек показан художником. Именно так воспринимаются портреты хабаровского художника В. Дроздова («Девушка с цепочкой», «Портрет жены») — ведь не случайно автор включил в полотно настоящую цепочку и выложил раму засушенными листьями.