Пути молодых. 1976. Автор: Л. Акимова
«Семья Шукшина» была той работой, которая привлекла наибольшее внимание зрителей не только интересом к личности писателя, но и активностью живописно-композиционного строя, «картинностью», откровенно яркой цветностью, резкой объемностью форм. Самое главное при решении подобной ответственной задачи — найти меру соответствия того огромного содержания, которое заключает в себе жизнь и творчество Шукшина, образному строю произведения, выбрать верный аспект в трактовке столь сложного материала. В картине же между объектом изображения и его интерпретацией существует явное противоречие. И не только потому, что образ главного героя трактован однопланово. Вызывает возражение воспроизведенный по ряду литературных ассоциаций деревенский пейзаж с банькой, церквушкой, лошадкой, яркими, как будто искусственными цветами на первом плане, пейзаж, как бы кричащий о своей «непритязательной красоте» и явно призванный олицетворять мир Шукшина. Эта «идиллия» совершенно не соответствует тем представлениям, которые сложились у нас о Шукшине — писателе, чей путь отмечен драматическими, напряженными поисками правды.
Создание картины на общественно значимую тему ко многому обязывает. Ценность ее в конечном счете определяется тем, в какой мере в ней воплощен духовный опыт общественного сознания современности. Соотнести этот опыт с большими темами и «вечными» проблемами мирового изобразительного искусства — задача исключительно трудная, и попытки ее решения не обходятся без существенных противоречий. Об этом размышляешь около картины Т. Назаренко «Партизаны пришли». Не вызывает сомнений искренность побуждений,, заставляющая художницу искать пути воплощения темы подвига и страдания. (В ее творчестве проблема эта встала не случайно.) Несомненно мастерство композиции, построенной по классической системе снятия с креста в ее северноевропейской интерпретации, выразительность напряженной цветовой гаммы.
Картина отличается цельностью, проникнута ощущением драматизма. И все же более всего наше внимание захвачено не отношением автора к философскому осмыслению событий нашей истории, а размышлениями о правомерности прямого использования сюжетно-композиционного мотива одной из центральных евангельских тем для построения картины. Впрочем, говоря об этом полотне, надо иметь в виду и все сложное и многоплановое творчество Татьяны Назаренко и не делать в связи с данной работой поспешных выводов.
Ориентация на классическое искусство, хотя и занимает значительное место в творчестве ряда молодых художников, отнюдь не ограничивает весь круг проблем, поставленных выставкой. Как мы уже говорили, ее экспозиция позволила показать произведения весьма различных стилевых направлений. Очень важно, что здесь были широко представлены работы молодежи национальных республик, свидетельствующие об интересе к живым процессам современной жизни, о стремлении поэтически осмыслить различные стороны быта, труда. Художники, обращаясь к различным стилевым направлениям, не только опираются на опыт прошлых эпох, но и используют уроки своих современников. Можно говорить об устойчивых традициях романтического осмысления процессов народной жизни (В. Маршани «Праздник в горах»), о желании передать значительность, красоту и устойчивость крестьянского быта (Г. Агапишвили «Сбивание масла в Картли») у молодых художников Грузии.
Органическими представляются для молодых скульпторов Грузии поиски классической красоты, пластической ясности в воплощении натуры (Т. Шхвацабая «Обнаженная»). Заслуживают внимания попытки найти образное решение таких «нетрадиционных» для грузинских художников тем, как труд ученых (И. Вепхвадзе «Химики»).