Пути молодых. 1976. Автор: Л. Акимова
Желание утвердить красоту и значительность повседневного бытия вообще очень характерно для лучших произведений молодых художников. Выставка это подтверждает. Здесь художники находят много неповторимых интонаций, обнаруживают чуткость в понимании особенностей того или иного мотива. Так, некоторая торжественность, свойственная работам художников Грузии, соседствовала с не менее поэтичным, но отличающимся подчеркнутой жанровостью, внимательным и серьезным отношением к образу человека — картинами киргизских живописцев (К. Артыкбаев «Отдых после трудового дня»).
Оптимизм, ощущение гармонической взаимосвязи природы и человека, умение показать живописно-пластическую красоту предметов и пространства в их единстве отличает полотно украинского художника В. Ласкаржевского «Солнечный день». Картина казанца И. Зарипова «Зульфия. Казанская красавица» привлекает праздничной декоративностью, мажорным звучанием цвета, открытым восхищением красотой мира.
Выставка познакомила нас с разнообразными направлениями творческих поисков молодых художников республик Прибалтики. Можно, пожалуй, сказать, что на разных полюсах интересов молодых живописцев — работы Я- Анманиса (Латвия) и М.' Лейс (Эстония). Анманис стремится к ясности, законченности станковой картины, создавая в своих полотнах светлый, гармоничный образ реального мира. Лейс придерживается сугубо современных, острых приемов живописи, приводящих ее к своеобразным декоративным решениям («Мильви»). Сильный цельный характер человека угадывается в выразительном по живописи «Портрете лесника А. Жиминя» литовского художника А. Швегжды.
Выставка продемонстрировала не только привязанности- молодых художников к определенным образцам современного и классического искусства, но и глубокую заинтересованность в реальных проблемах жизни. Мы уже отмечали, что молодые художники уделяют сейчас большое внимание вопросам совершенствования профессионального мастерства. Думается, что последующие их успехи будут связаны с тем, насколько сумеют они соотнести стремление к решению пластических задач с реальным духовным содержанием произведений, в какой мере смогут воплотить свой гражданский опыт, проявить чуткость к социальным проблемам времени.
Л. Акимова
Журнал "Творчество" 1976.