Пути молодых скульпторов. 1977. Автор: И. Светлов
Верность личному восприятию мира искренность чувств — залог движения вперед. Это еще раз осознаешь, обращаясь к творчеству Л. Гадаева. 1970-е годы раскрыли его возросшее композиционное и пластическое мастерство. В скульптуре
«Тост за погибших», показанной на II Всероссийской выставке малых форм, привлекает компактность изобразительного строя, сдержанный пластический ритм, проникнутые глубоким переживанием. Последние композиции Л. Гадаева («Любовь», «Баня») отличаются более динамичным решением пространства, широтой пластических обобщений, желанием показать новые аспекты явлений жизни.
Приятно отметить внутренний динамизм в творчестве московских художников А. Рукавишникова, М. Переяславца, Ю. Орехова. В их работах еще ощущается чрезмерная зависимость от натуры, но есть и смелые ритмы, активные сопоставления масс, попытка решать психологические «задачи в раскрытии внутренней драматургии образа.
Освоение новых пластов жизни, стремление к образной конкретности требуют от молодых преодоления узких стилевых пристрастий. Показателен произошедший в 1970-е годы отход от архаической стилистики. Обращение к архаике, примитиву, хотя и открывало свои возможности в решении некоторых профессиональных задач, в целом не принесло плодотворных результатов, а в ряде случаев ощутимо задержало развитие творческих индивидуальностей.
В 1960-е годы архаическая декоративность вполне уживалась с некритическим отношением к опыту некоторых представителей современного зарубежного искусства в работах молодых скульпторов Армении. Сегодня же большинство из них острее начинают понимать узость подобной ориентации. В искусстве армянских художников все большее место занимают не отвлеченно-декоративные пластические идеи, а образы, заставляющие думать о сложных жизненных явлениях, проблемах гуманизма. Убедительпа с|этои точки зрения эволюция творчества Л. Токмаджяна, А. Шираза, В. Петросяна. Портретные композиции Л. Токмаджяна, исполненные им на рубеже 1960–1970-х годов, привлекали внимание одухотворенностью и одновременно скульптурной собранностью. Сегодня его образы становятся еще богаче, многограннее. В портретах А. Хачатуряна и М. Сарьяна он стремится к экспрессии, к передаче сложного духовного мира больших художников, вызвать ассоциации с их искусством. «Портрет Пикассо» работы А. Шираза, показанный на традиционной межреспубликанской выставке «Рига-76», разительно отличался от некоторых отвлеченно-созерцательных портретов и ком
позиций, созданных молодым скульптором в 1960-е годы, необычайной взволнованностью, динамизмом, колоритностью образной трактовки. Большее внимание к образу человека заметно и в творчестве В. Петросяна, о чем свидетельствует психологический портрет переводчицы Людмилы Метеловой, экспонированный на той же выставке «Рига-76». Исполненный в технике металлической сварки, необычайно напряженный в статических ритмах, он передает настроение углубленных раздумий.
Думается, что расширение образно-стилистических приемов означает, в конечном счете, стремление художников быть ближе к миру реальной действительности, откликаться на волнующие проблемы жизни. Не случайно все большее место в творчестве молодых занимает портрет, внимание к внутреннему миру человека, духовной атмосфере эпохи.
В целом искусство молодых становится содержательнее, глубже. Но, конечно, от них ждут более смелых и широких замыслов, более самостоятельных образных концепций. Многое, видимо, зависит от творческой последовательности, умения утверждать свои идеи и убеждения, от целеустремленного проникновения в сложные процессы, происходящие в «современном мире, и конечно — пластического мастерства. Важно понять, что забота о выразительности формы не может быть сведена к вариации того или иного приема, что узкие стилевые пристрастия далеки от понятия подлинного стиля в искусстве.
Выставки последнего времени дают возможность надеяться, что творчество молодых скульпторов будет развиваться в направлении все большего совершенствования профессионального мастерства, углубления содержания всех жанров пластики.
И. Светлов.
Журнал "Творчество" №12 1977 год.