Ритм души. Заметки о творчестве Мая Вольфовича Данцига. 2014. Автор: Мельник Кирилл Владимирович
Монументальное полотно «И помнит мир спасенный...И помнит мир спасённый. 1985—1995Холст, масло, 350 x 700Арт-фонд семьи Филатовых (ART RUSSE)» (1985-1995) размером 3,5 х 7 м стало явлением необычным и в творчестве а, и в белорусском изобразительном искусстве. Май Вольфович выходит за установленные рамки реалистичности изображения, тем самым добиваясь еще большей полноты и масштабности.
— Картина повествует о завершающем этапе войны, — рассказывает Май Вольфович. — Как известно, Красная армия, вступив на территорию Германии, спасла шедевры Дрезденской галереи, в числе которых была и «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Именно эта фигура мадонны с младенцем, — смысловой центр моей работы. Она — символ того, что советские воины освободили мир, спасли саму жизнь и культуру человечества от фашизма. Среди изображенных на картине и солдаты, празднующие победу, и жертвы последних боев, и отец-солдат с убитым сыном, и пленные немцы.
Надо отметить, что творческие задачи, поставленные художником, тематическая сфера, которую он решил охватить, огромны, и картина есть результат уникального опыта.
Важнейшее место в творчестве М.
а занимает городской пейзаж, натурой для которого служили наиболее интересные, значимые и живописные места белорусской столицы. Потому закономерно, что его назвали портретистом Минска [4]. Всю свою жизнь художник писал городские пейзажи.— Я родился в Минске, — говорит Май Вольфович, — и с детства люблю его неповторимую и бурную жизнь. Тут начинался мой путь в искусство, тут он и продолжается. Ежедневная жизнь моего родного дома привлекает своей необычайной красотой. Здесь с особенной остротой чувствуешь рост и кипение жизни страны [1, с. 13].
Художник находит красоту, казалось бы, в самом простом и привычном — обычных новостройках, современных улицах, балконах... Все это предстает на картинах
а в точно выверенных, порой острых и строгих формах. Мир, изображенный мастером, видится нам разумным и прочным. В основе городских пейзажей а, как и в других его картинах, лежит мужественное и оптимистическое мировоззрение.Именно в этом ключе создана и самая, пожалуй, известная его картина «Мой МинскМой Минск. 1967Холст, масло, 181,2 х 225Национальный художественный музей Республики Беларусь» (1967). Точную характеристику работы дал искусствовед Б.А. Крепак: «Хорошо продумана художественная структура «Моего Минска». Она строится на напряженном многоголосии прямых и закругленных линий, на ритме контрастных цветов и мест, на удачном соединении живописи с вмонтированными в него фотоснимками. Многоплановость построения создает впечатление движения, многогранности городской жизни. Этому способствует и динамичное живописное решение: энергичная кладка длинного плотного мазка, светлая и жизнеутверждающая гамма цветовой волны» [1, с. 14].
Можно сказать, что работа «Мой МинскМой Минск. 1967Холст, масло, 181,2 х 225Национальный художественный музей Республики Беларусь» является заглавной в серии городских пейзажей: «На бульваре» (1957), «Минск. Воскресное утро» (1961), «Минск. Верхний город» (1971), «Старый и новый МинскДревний и новый Минск. 1960Холст, масло, 113,2 х 79,8Национальный художественный музей Республики Беларусь» (1962), «Минск. Руины НемигиМинск. Руины Немиги. 1955Холст, масло, 70 х 130Частная коллекция» (1955), «Минск. Минск. Крыши старой НемигиМинск. Крыши старой Немиги. 1966Холст, масло, 125 х 100» (1966), «Мой город древний, молодойМой город древний, молодой. 1972Холст, масло, 250 х 300Национальный художественный музей Республики Беларусь» (1972) и др.
Новое звучание приобретает у М.
а такой традиционный жанр живописи, как натюрморт. Он не стремится изображать неодушевленные предметы ради их эстетической красоты или своеобразия. Художник выбрал такое решение натюрморта, когда вещи служат выражению символического смысла и мир неодушевленных предметов характеризует содержание и образ жизни их владельца. Герой натюрморта а — человек, неотрывный от своей жизни и истории. Именно в этом духе была создана одна из самых его знаменитых работ — «Натюрморт о Великой Отечественной». Все детали картины — пишущая машинка с чистым листом бумаги, ручные часы, гильза от снаряда с засохшей веткой красной рябины, полная окурков с дымящейся сигаретой пепельница, смятые листы бумаги, окно с видом на зимний городской пейзаж и прочее говорят о переживаниях человека, его долге поведать современникам о прошлом, чувстве ответственности перед потомками.К натюрмортам относится и рисунок «Гильзы и каска» (1972), где изображено всего три предмета — две гильзы от артиллерийских снарядов и каска. Глядя на лист, невозможно определить, где находятся эти предметы, и понятно, что рисунок рассказывает о Великой Отечественной войне. Крепкая металлическая оболочка снарядов искорежена взрывной силой, созданной для убийства людей. Рядом с ними — каска, у которой больше нет хозяина. Два пулевых отверстия в ней указывают, что боец погиб. Художник где-то нашел эти вещи и рассказал зрителям о мужестве и подвиге миллионов советских людей.
Немецкий философ и культуролог О. Шпенглер как-то написал: «В масляной живописи на исходе Ренессанса глубину художника можно наверняка измерить содержанием написанных им портретов» [5, с. 445]. Это утверждение, совершенно справедливое, применимо за отдельными исключениями и к современным живописцам.
Посмотрим на написанный М. Портрет А. АдамовичаПортрет А. Адамовича. 1986Холст, масло, 120 х 95Частная коллекция» (1986). Перед нами образ известного белорусского писателя, много пережившего и многое осмыслившего человека, известность которому принесли произведения о Великой Отечественной войне. Как изображает его ? Писатель уверенно стоит на своей родной земле где-то в белорусской деревне. Фигура его освещена ярким солнечным светом, волосы и одежду развевает ветер, но взгляд писателя скрыт от зрителя, Адамович словно погружен в личные переживания. В левом верхнем углу мы видим несколько условно решенную фигуру журавля, взлетающего вверх. И это стремительное движение птицы словно совпадает с широким, свободным полетом мыслей писателя. Портрет, который написан пастозными, точно выверенными мазками, создает реалистический образ партизана, писателя, ученого и общественного деятеля.
ом «На протяжении всей творческой биографии художник писал камерные картины и этюды, многие из которых можно причислить к шедеврам белорусской живописи. В1976 году Май Вольфович создает картину «На мостовой». На полотне мы видим каменную мостовую, ствол дерева и сбитого автомобилем мертвого голубя. Картина, при кажущейся простоте, сложная по философскому содержанию. Автор призывает к милосердию по отношению ко всем живым существам. Написанная несколько ранее работа «ЕлочкаЁлочка. 1971Холст, масло, 130 х 150» (1971), каки предыдущая, простая по форме и глубокая по содержанию. В изображении срубленного деревца легко читается метафора с человеческой жизнью.
— Что такое новогодняя елочка? — говорит Май Вольфович. — Это дерево, которое росло месяцы и годы, набиралось сил, было частью нашей дорогой природы. И вот его срубили ради забавы на несколько дней, принесли в дом, нарядили, порадовались и выбросили за ненадобностью. Также порой случается и с людьми.
весьма скептически относится к постмодернистским проявлениям современного искусства. Художник считает, что культура обязательно подразумевает эволюционный переход традиции. Поэтому термин «культурная революция» несостоятелен. Постоянные новшества, все то, чем изобилует современный художественный мир — ничего общего с подлинным искусством не имеют. Более того, за всем этим стоят рыночные отношения, которые губят искусство. Май Вольфович признается, что он обычно начинал новую работу, не думая о договоре. Практически все свои картины он писал по своему желанию и убеждению, а не по заказу.
Интересные мысли художник высказал о том, почему сейчас практически нет больших полотен на исторические и современные национальные темы. По его мнению, в XX веке победила практически повсеместно капиталистическая система. Если в Советском Союзе искусство находилось под постоянным пристальным вниманием и опекой государства, то сейчас этого участия недостает. Реалистическое искусство, считает Май Вольфович, находится в кризисе — с падением СССР оно стало практически ненужным.
Как сегодня, по прошествии более двадцати лет после распада СССР, вы оцениваете общественную ситуацию в нашей стране? — спрашиваю художника.
Распад СССР стал большой бедой для бывших союзных республик. В 1990-е они фактически оказались в хаосе, из которого следовало искать выход. Я не считаю, что политический курс, предложенный сторонниками БНФ, был спасительным для Беларуси. Большая заслуга нашего Президента А. Г. Лукашенко состоит в том, что он сумел подобным умонастроениям противостоять и отстраивать наше общество и государство на основе преемственности исторического опыта.
В свои восемьдесят три года художник регулярно приходит в мастерскую и продолжает работать.
— Я навеки обручен с искусством и женат на живописи. И, думаю, это самое главное, — говорит Май
. — Вообще, счастлив художник, у которого ритм его сердца, души, ритм его творчества совпадает с пульсом жизни народа, Родины. Только в этом случае художник чувствует себя нужным стране.По словам самого Мая Вольфовича, за годы творчества им создано более 100 живописных полотен, 100 этюдов и 100 графических работ. К числу своих любимых художник относит такие произведения, как «Портрет ветеранаВетеран. 1965Холст, масло, 100 х 89» (1965), «Рабочий» (1970), «ТишинаТишина. 1976Холст, масло, 250 х 200» (1976), «АварияАвария. 1978Холст, масло, 260 х 220», «Портрет Г.А. Товстоногова, народного артиста СССРПортрет Г.А. Товстоногова, Народного артиста СССР. 1976Холст, масло, 185 х 290Музей русского искусства (The Museum of Russian Art)» (1976), «БессонницаБессоница. 1979Холст, масло, 200 х 220Музей русского искусства (The Museum of Russian Art)» (1979), «Палитра новостройкиПалитра новостройки. 1979Холст, масло, 200 х 220Национальный художественный музей Республики Беларусь» (1979), «Портрет актера Виктора АвиловаПортрет актера Виктора Авилова. 1985Холст, масло, 122 х 98» (1985). Картины мастера хранятся в Национальном художественном музее Беларуси, в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, в Музее русского искусства в Миннеаполисе и многих частных собраниях.
ЛИТЕРАТУРА
1. крэпак, Б.а. Май Данцыг / Б.а. крэпак. – Мінск: Беларусь, 1976. – 39 c.
2. история русского и советского искусства: учеб. пособие для студентов вузов / М. М. алле- нов [и др.] ; изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1989. – 448 с.
3. Шарангович, н. Май Данциг: искусство должно быть активным / н. Шарангович // лите- ратурная газета [Электронный ресурс]. − 2009. – режим доступа: http://lgz.ru/article/N18-- 6222---2009-04-29-/. − Дата доступа: 20.9.2013.
4. степан, В. Два портрета вечного города / В. степан // советская Белоруссия [Электронный ресурс]. − 2009. – режим доступа: http://www.sb.by/post/87931/. − Дата доступа: 20.9.2013. 5. Шпенглер, о. Закат европы. очерки морфологии мировой истории: в 2 т. – Т. 1: Гештальт и действительность / о. Шпенглер; пер. с нем. – М.: Мысль, 1993. – 663 с.