Русское искусство в музеях Таллинна

  • Страница №4
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6

Русское искусство в музеях Таллинна. 1990. Автор: Тийна Абел

Типичной позднепередвижнической жанровой композицией является большое полотно «За решеткой» (1890) Николая Алексеевича Касаткина (1859— 1930). Портретные характеристики героев многофигурной композиции, критическое отношение к положению рабочего человека сближают это произведение со схожими но своему настроению композициями, созданными в те же годы,— работой К. А. Савицкого «На войну» (1888) и полотном Н. А. Ярошенко «Всюду жизнь» (1878 — 1888). «За решеткой» ознаменовало собой новый этап в творчестве Н. А. Касаткина, его обращение к теме рабочего человека.

В русской пейзажной живописи 1850-х годов господствовало академическое направление, яркими представителями которого были И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов.

В обширном творческом наследии Ивана Константиновича Айвазовского (1817—1900) к наиболее ранним работам, еще несущим отпечаток влияния академического романтизма, относится полотно «Шторм на Крымском побережье». Подчеркнуто эмоциональное изображение бушующего моря и стаф-фажные человеческие фигуры часто встречаются в ранних произведениях художника. В более позднем «Море» (1898) И. К. Айвазовский уже демонстрирует глубину своего дарования — виртуозное владение письмом воды и воздуха, непосредственное отношение к природе, выверенность композиционных решений, насыщенный колорит.

Следы сильного воздействия романтизма отражает и полотно «Таллинский порт» (также «Вид от сахарной фабрики на Таллин и рейд», 1853). Алексей Петрович Боголюбов (1824— 1896) написал его, когда уже заканчивал учебу в Петербургской Академии художеств. В живописном плане картина суховата, однако тонкая разработка света и воздуха, мягкость колорита и естественность мотива указывают на талантливого ученика, перенявшего лучшие достижения в технике живописи своих учителей — М. Н. Воробьева и И. К. Айвазовского. О мастерстве, точной работе кисти свидетельствуют и дневной и ночной эскизы эпизода гибели фрегата «Александр»— две небольшие работы, которые близки к французской предим-прессионистической пейзажной живописи.

Марина «Лунная ночь над морем» Арсения Ивановича Мещерского (1834—1902), работа в духе официального, академического искусства, представляет характерный для этого художника способ живописи, основанный на подчеркивании крупных объемов. Такая манера была выработана как продолжение и развитие творческого кредо известного швейцарского позднего романтика Александра Калама. А. И. Мещерский, как и Руфим Гаврилович Судковский (1850—1885) и Владимир Донатович Орловский (1892—1914), неразрывно связан с теми художниками, которым в 1870— 1880-е годы противопоставили свои творческие принципы пейзажисты-реалисты. С другой стороны, создание Р.   Г.   Судковским   «Одесского   мола» (1885) и В. Д. Орловским «Побережья Адриатика» оказалось бы невозможным без опыта работы на пленэре и без творческих достижений таких представителен реалистического направления в пейзажной живописи, как А. К. Саврасов. И. И. Шишкин и другие. Последние надолго определили для русской живописи восприятие родной природы, ее тематику, утвердили ее как положительный идеал и в лирическом, и в эпическом пейзаже.

Мощь п широту русской природы удалось отразить в своих произведениях Ивану Шишкину (1831—1898). Его полотно «Сосновый лес» (1878) — это воплощенное в характерной для творчества художника 1870-х годов форме стремление создать реалистическую картину лесного мира — векового, могучего и в то же время солнечного, светлого, полного радостных, зеленых тонов. И другие хранящиеся в собрании музея пейзажи Шишкина свидетельствуют о том, что опыт, приобретенный художником в важнейших центрах пейзажной живописи — Швейцарии и Дюссельдорфе, помог ему добиться блестящих успехов.

Одним из активнейших членов Товарищества передвижных выставок был пейзажист младшего поколения Николай Никаноровпч Дубовской (1859— 1918). Его композицию «Побережье Удрику» (1900) характеризуют точность рисунка, законченность, тщательная проработка деталей — то, чему выучил художника в Академии художеств М. К. Клодт. Панорамная картина побережья — из числа тех мотивов, которые более всего удавались Дубовскому.