С.Ю. Жуковский. Детские и юные годы. 1980. Автор: Горелов М.И.
являлся широко известным пейзажистом дореволюционной и предреволюционной России. Его произведения хранятся в центральных и местных художественных музеях нашей страны и во многих частных собраниях. Только по предварительным подсчетам зарегистрировано наличие шестисот семидесяти работ этого пейзажиста, большинство из которых представляют собой совершенные художественные произведения.
Но когда знатоки и любители обращают свой взор к личности художника, создавшего столь многогранный и яркий образ русской природы, стремясь узнать, как развивался его талант, из какой социальной среды он вышел и каковы были условия его творческого формирования и последующей эволюции как пейзажиста, то оказывается, что многие вопросы остаются без ответа и фигура самого художника кажется окутанной непроницаемой пеленой тумана.
Даже те немногочисленные скудные сведения о раннем периоде его жизни, которыми мы располагаем, зачастую оказываются в каком-то странном противоречии друг с другом. Сказанное относится к данным о времени, месте рождения и происхождении живописца. В анкете, заполненной, по-видимому, в 1901 году, находящейся в личном деле С.Ю. Жуковского по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, он сообщает, что родился 13 мая 1873 года в местечке Россы, относящемся к Волковыскому уезду Гродненской губернии. Ту же дату он в 1903 году приводит в письме к искусствоведу Н. Н. Врангелю, упоминая тот же уезд: «Родился, — пишет он, — в 1873 году 13 мая в Волковыском уезде Гродненской губернии в польской помещичьей семье, живущей безвыездно в своем имении «Старая Воля», где и провел я все свое детство». Письмо Н.Н. Врангелю не дает ответа на вопрос, в каком населенном пункте родился художник. Из письма в Академию художеств, датированного 14 марта 1907 года, становится ясным, что имение Старая Воля не является местом его рождения: «Родился в 1873 году 13 мая. Провел детство в польской помещичьей семье, Гродненской губернии, Пружанского уезда, в имении Старая Воля».
При сопоставлении данных о месте рождения
обнаруживаются незначительные разночтения. В своей анкете художник сообщает, что родился в местечке Россы, тогда как в метрическом свидетельстве записано о его рождении в мызе Ендриховцах. Эти населенные пункты расположены на расстоянии полутора километров друг от друга, оба в Волковыском уезде. Мыза Ендриховцы и есть точное место рождения художника.Что касается даты рождения, то, как свидетельствуют анкета художника и его письма к Врангелю и в Академию художеств, он родился 13 мая 1873 года. Эта дата и являлась общепризнанной, и тем не менее она ошибочна. Несмотря на то, что Жуковский трижды ее повторяет, она противоречит самому достоверному документу: метрическому свидетельству, которое приведем целиком.
«Метрическая выпись о родившихся с книги Росского Римско-католического костела.
Тысяча восемьсот семьдесят пятого года мая двадцать седьмого дня в Росском Римско-католическом приходском костеле окрещен младенец по имени Станислав, ксендзом Виктором Козловским Волковыским Деканом и настоятелем оного костела с совершением всех обрядов Таинства, Дворян Jюльяна и Марии урожденной Вержбицкой Жуковских законных супругов сын родившийся сего 1875 года мая 13 дня того же прихода в мызе Ендриховцах. Восприемниками были дворяне: Адам Колупайло с Мариею женою Людовика Вержбицкого.
О верности сей метрической выписки свидетельствую с приложением Костельной (печати - М.Г.) удостоверяю. Подлинную подписал настоятель Росского, Римско-католического приходского костела Кс.К.Сенкевич».
Дата: «1875 год 13 (25) мая», названная дважды прописью и цифрой, не оставляет никакого сомнения в том, что С.Ю. Жуковский с какой-то целью изменил свой возраст, прибавив себе два года. Именно эта дата, приведенная в метрическом свидетельстве, и есть достоверная дата его рождения.
Расхождения обнаруживаются и в вопросе о происхождении художника. В метрическом свидетельстве сказано, что его родители являются дворянами, а в анкете
называет себя мещанином. О том, что он действительно является мещанином, свидетельствует и отношение Гродненской казенной палаты от 28 августа 1898 года в контору Совета Московского художественного общества: «Вследствие отношения от 17 августа казенная палата, с возвращением увольнительного свидетельства, имеет честь уведомить, что мещанин г. Гродно Станислав Юльянов Жуковский .... исключен из податного состояния за поступлением в неклассные художники живописи. Управляющий палатою начальник Отделения (подписи) Столоначальник».Таким образом, законный сын дворян Жуковских оказывается мещанином, приписанным к Гродненской мещанской управе и относящимся к податному состоянию. По отчеству его как мещанина называют не Юлианович, а Юльянов, и он так себя именует в первом своем прошении в Совет Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Исследователь сталкивается с противоречащими друг другу данными. Чтобы разобраться в них, необходимо было найти какой-то новый источник, проливающий свет на загадочную личность художника. Такой источник наконец был найден. Им оказались воспоминания племянницы художника, Марии Болеславовны Жуковской, записанные с ее слов ленинградским живописцем Л.Б. Янушем в конце ее жизни (см. Приложение I). Эти воспоминания в основном касаются самых ранних детских и юношеских лет жизни Жуковского и помогают решить вопрос о его происхождении.