Сильвестр Федосиевич Щедрин. Из серии «Массовая библиотека Искусство». 1946. Автор: Федоров-Давыдов А.
„Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края".
Эти чарующие и звучные строки Пушкина невольно приходят на память перед картинами его современника — пейзажиста
а. От этих картин как бы веет свежим и влажным дыханием моря, солнечным теплом, ароматом нагретых, пронизанных солнцем виноградных листьев. В них природа улыбается, человеку, ясная, светлая и безмятежная.был одним из первых подлинных, правдивых поэтов природы не только в русской, но и в мировой живописи. Его творческие поиски и достижения опередили современных ему западноевропейских художников и заложили основы реализма в русской пейзажной живописи. Небольшие полотна а высоко ценились и нарасхват покупались не только его русскими соотечественниками, но и иностранцами бывавшими в Италии, где протекла его недолгая творческая жизнь.
«
, пейзажист, весьма уважаемый в самом Риме. Россия не имела еще подобного», — писали о нем в «Северных цветах», альманахе, изданном в 1826 году другом Пушкина поэтом Дельвигом. Написанные более ста лет назад, отличные от нашей современной живописной манеры, картины а доставляют и нам, людям совсем иной эпохи, другого строй мыс лей и чувств, живую радость и непосредственное художественное наслаждение.Естественно, хочется узнать, кто же был этот талантливый живописец и так тонко чувствовавший природу человек? Как складывалось и развивалось его творчество? Каков был его путь к правдивости, реальности художественного отображения природы? Каково содержание ее образа в картинах
а? Мы тем больше оценим его дарование, когда узнаем, что он умер очень молодым и написал свои лучшие произведения на протяжении каких-нибудь шести-семи лет.родился 2 февраля 1791 года в Петербурге, в профессиональной художнической семье. Его отец был выдающимся скульптором (им созданы знаменитые группы кариатид, несущих земные сферы, у ворот Адмиралтейства в Ленинграде). Позднее он стал профессором и ректором Академии художеств. Там же (руководил пейзажным классом дядя нашего живописца Семен Федорович , один из родоначальников
русской пейзажной живописи. Семья
ых была из тех художнических «династий», которые вызревали в недрах и под сенью Академии, Чаще всего сыновья ремесленников, академических сторожей и гвардейских солдат, которых мальчиками отдавали в Академию, клали начало этих «династий». Так, детьми солдата Преображенского полка были оба старших а: Федосий Федорович — отец и Семен Федорович—дядя нашего пейзажиста. Силою таланта и невероятным упорством и трудолюбием добившись звания художника и высот профессуры, «выйдя в люди», эти питомцы «Академии трех знатнейших художеств» пускали и своих детей по той же испытанной ими дороге. Один живописцем, другой архитектором сделались и сыновья скульптора а. В таких семьях вся домашняя атмосфера была проникнута художественными интересами; любовь к искусству и уважение к своему профессиональному труду впитывались, так сказать, с молоком матери.Заранее предназначая детей к художественной деятельности, их очень рано начинали знакомить с искусством. «Я помню, как покойный дядюшка водил меня в Эрмитаж еще малинькова; пропущая все картины, я останавливался смотреть одного Каналетта», — вспоминал впоследствии
. (Антоетио Каналетто (1697—1768) — прославленный итальянский пейзажист, изображавший виды Венеции.)Эти прогулки по Эрмитажу происходили, вероятно, в начале 1800-х годов, когда Сильвестр уже начал учиться в Академии художеств. Он поступил туда в 1800 году, 9 лет, в том возрасте, в котором тогда принимали в Академию. Многолетнее обучение одинаково для всех начиналось с рисунка, прежде всего с гипсов, а за тем уже с натурщиков.
С этого начал и молодой
; до нас дошли его школьные рисунки обнаженных фигур, один из которых был удостоен высокой оценки, второго номера. Приобретенное в Академии умение рисовать фигуры очень пригодилось впоследствии у. Он смог легко зарисовывать с натуры и вводить в изобилии в свои пейзажи людей и даже с успехом пробовал свои силы в жанре.Пейзажной живописи нашего художника обучал М. Иванов. Это был также выдающийся мастер, сыгравший значительную роль в сложении русской пейзажной живописи. М. Иванов ввел в русскую живопись видовые изображения местностей. Сохранился рисунок Сильвестра
а с видом озера, датированный 1808 годом и исполненный в манере его учителя. Значительно было воздействие на обучавшихся в Академии художеств пейзажистов и творчества а, писавшего главным образом городские виды. Учителем перспективы, игравшей важную (роль в пейзажной живописи того времени, был Тома де Томон. Замечательный архитектор (им построено прекрасное здание Биржи в Ленинграде), Томон был и рисовальщиком красивых, главным образом архитектурных, пейзажей.В 1811 году, оканчивая академический курс, С. Вид с Петровского острова на Тучков мостВид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге. 1815Холст, масло, 77,5 x 111,5Государственная Третьяковская галерея» (1815 г., Третьяковская галерея) как бы суммируют те знания и навыки, которые приобрел в Академии. Они исполнены в манере классицизма, которая господствовала в то время и для которой было характерно сочетание реальности деталей, частного с условностью изображения в целом. Художник классицизма считал необходимым облагородить, идеализировать реальную действительность, строя свое изображение на основе признанных идеальными приемов и образцов. Такие пейзажи специально «сочинялись», т. е. искусственно компоновались по определенным правилам в мастерской. В них самый вид изображался обычно в глубине, на дальнем плане, ближние же планы с искусственно расположенными деревьями, скалами и т. п. имели декоративный характер. Планов было три, они располагались, как кулисы, один за другим и обозначались тремя цветами: коричневым первый, зеленым второй и голубоватым третий, и по ним изображение развивалось в глубину. Построение в целом носило очень четкий и ясный, как принято его называть, архитектонический и вместе с тем условный и традиционный характер. Зародившись еще в эпоху Ренессанса, така-я композиция пейзажей окончательно сложилась в XVII веке в творчестве французских пейзажистов Пуссена и Лоррена. Их и считали образцами в Академии художеств, разумеется, на деле видоизменяя их традицию и внося В нее новые, продиктованные иной эпохой моменты. В первую очередь это были реальность деталей и стремление к изображению конкретного вида местности. Оно заметно и в первых работах а. Так, в картине «Вид с Петровского острова на Тучков мостВид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге. 1815Холст, масло, 77,5 x 111,5Государственная Третьяковская галерея» обращает на себя внимание изображение на первом плане реальной березы, очевидно, нарисованной с натуры. Здания на фоне свидетельствуют о влиянии а, еще более сильно чувствуемом в картине «Вид на Биржу с набережной Невы».
пишет на золотую медаль картину «Вид с Петровского острова». Эта картина и близкий к ней «Золотая медаль, полученная
ым за его «программу», давала ему право на заграничную командировку. Но он смог ею воспользоваться только в 1818 году, когда затихли громы войны с Наполеоном и в Европе воцарился мир. был послан в Италию вместе со скульпторами Гальбергом и Крыловым и архитектором Глинкой. Пятым был живописец Сазонов, которого на свой счет послал Румянцев. С Гальбергом очень подружился, и эта. дружба продолжалась вплоть до смерти последнего. Ехали морем из Кронштадта до Штеттина, а затем сухим путем: через Берлин, Дрезден, Прагу и Вену в Италию. Здесь были в «чудной и прекрасной» Венеции, в которой увидел воочию то. что в детстве привлекало его в картинах Каналетто. Проехал Падую и Флоренцию и, наконец, прибыли к месту назначения — в Рим. Письма а к родным и путевые заметки Гильберта очень живо рисуют нам эту увлекательную поездку: впечатления от виданных городов и музеев, бытовые наблюдения и дорожные приключения.С особым интересом отмечают наши художники места и памятники, связанные с недавним победоносным походом русских войск, преследовавших армии Наполеона, через Германию. В своих письмах
обнаруживает живость характера и большую наблюдательность, предвещающие тот интерес к жизни и реальной природе, которыми будут проникнуты его картины. Ему свойственен вместе с тем мягкий юмор, с которым он описывает уличные нравы и видимые им празднества.