Симферопольский художественный музей. 1978. Автор: Роза Бащенко
Симферопольский художественный музей был основан в 1920 году как отдел Центрального музея крымоведения. Его коллекцию составили произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, национализированные Советской властью у бывших владельцев дворцов и имений Южного берега Крыма. Для художественного собрания было предоставлено одно из лучших зданий города по улице Карла Либкнехта (бывшее офицерское собрание), в котором музей находится и поныне. В 1937 году отдел, насчитывающий тогда уже до 2000 произведений, был преобразован в Симферопольскую картинную галерею. Во время Великой Отечественной войны почти вся коллекция погибла. Вторично галерея открылась в 1947 году. Ее новые фонды были укомплектованы из произведений, переданных центральными музеями страны. В 1966 году галерея была переименована в Симферопольский художественный вдузей. Его экспозиция состоит из двух больших отделов — дореволюционного и советского искусства. Из года в год коллекция музея пополняется новыми произведениями.
Большое внимание уделяется музеем коллекционированию работ художников, творчество которых связано с Крымом.
В разделе русского искусства представлены иконы XVI—XVII веков. Самая ранняя из них — «Рождество Христово» — относится к началу XVI века. Ей присущи условность формы, пластическая выразительность линий, красота и гармония цвета.
Музей располагает большим количеством портретных работ XVIII века, воплотивших в себе реалистические веяния в искусстве того времени.
«Портретом Александра I в детстве» представлено в экспозиции творчество замечательного русского и украинского художника
. Это полотно является примером его блестящего живописного мастерства.В портретах работы иностранных художников Ж.Б. Лампи,
, преобладают черты парадности, идеализируется натура. Глубокой правдивостью и живой выразительностью отмечены работы неизвестных русских портретистов: «Портрет К.Г. Розумовского», «Портрет Петра I», «Портрет Елизаветы».Достаточно полно представлено искусство первой половины XIX века. Произведения художников разных творческих направлений дают возможность говорить о разнообразии жанров русского искусства этого времени.
Взволнованность и одухотворенность, свойственные романтизму, пронизывают портрет Портрет художницыПортрет художницы. 1825Холст, масло, 63,5 х 53,5Симферопольский художественный музей», пейзажи «Белая лошадьБелая лошадь. 1811Дерево, масло, 44,5 х 42,5Симферопольский художественный музей», «Вечер на мореВечер на море. 1858Холст, масло, 40 х 59Симферопольский художественный музей», рисунок «Женщина с ребенком». Серия медальонов Ф.П. Толстого на тему Отечественной войны 1812 года, а также скульптурный портрет молодой женщиныЖенский портрет. Гипс, 70 х 52 х 27Симферопольский художественный музей работы выполнены в духе классицизма. Поражают жизненной достоверностью образы, созданные художниками-реалистами и . Творчество этих мастеров сыграло значительную роль в развитии отечественного демократического искусства середины XIX века.
«Примером академического направления, для которого характерны мифологические и религиозные сюжеты, а также идеализация образов, являются «Святое семействоСвятое семейство. 1856Холст, масло, 82,5 х 83Симферопольский художественный музей» , «Фиговое деревоФиговое дерево. Холст, масло, 55,5 х 73,5Симферопольский художественный музей» , «Паломники у стен Иерусалима» . Примечательна академическая постановка «У источникаУ источника. 1864Холст, масло, 93 х 72Симферопольский художественный музей». Итальянская девушка-натурщица с кувшином написана им в духе ранних жанровых работ .
Эффектностью исполнения привлекают «Портрет Орловой-Давыдовой» художницы X. Робертсон, работавшей в стиле светского парадного портрета XVIII века, и мастерски написанные портреты кисти М.М. Орлова и
.В середине XIX века художники все чаще стремятся реалистически показать человека и окружающую его жизнь. Рисунок ЧиновникНабросок. Бумага, графический карандаш, 26 х 22Симферопольский художественный музей» относится к серии жанровых зарисовок, в которых с острой наблюдательностью отображены представители разных общественных кругов тогдашней России.
«Демократические идеи нашли широкое развитие в искусстве мастеров, членов Товарищества передвижных художественных выставок, особенно в их бытовой живописи, обличающей жестокую несправедливость социального строя.
В музее, представлены работы Без кормильцаБез кормильца. 1888Холст, масло, 41 х 62,5Симферопольский художественный музей». Глубина социальных характеристик, типичность образов присущи портретам («СтарикСтарик. 1892Холст, масло, 85,5 х 66,5Симферопольский художественный музей»), («Крестьянин»), («Женский портрет») .
«Посещение больницы для бедных» (эскиз к картине), «В музее есть три работы великого русского художника иллюстрация к «Вечерам на хуторе близ ДиканькиСолоха и дьяк. 1926Холст, масло, 45 x 53.5 Симферопольский художественный музей» Н.В. Гоголя, колоритно раскрывающая народный характер гоголевских героев, «Этюд натурщицыНатурщица. 1895Холст, масло, 142.5 x 71.5Симферопольский художественный музей», демонстрирующий живописные достоинства репинской кисти, «Портрет крестьянинаПортрет крестьянина. 1889Холст, масло, 98.5 x 80Симферопольский художественный музей», являющийся примером психологического раскрытия образа. Экспонируемое полотно «Раскаяние Иуды» отвечает характеру философской направленности творчества живописца, который в евангельских сюжетах искал решения важнейших вопросов человеческой морали.
— своеобразная живописнаяНаиболее обширна в музее коллекция пейзажа передвижников, воспевающего красоту русской природы. Снискавший огромную популярность картиной «Грачи прилетелиГрачи прилетели. 1871Холст, масло., 62 x 48Государственная Третьяковская галерея» представлен небольшой, исполненной поэтичности работой «Пейзаж. ВечерПейзаж. Вечер. Картон, масло, 12,6 х 21,9Симферопольский художественный музей».
Экспонируются живописные эскизы «Лесная порубка», «Лес» и превосходный офорт «Три сосны», созданные певцом русского леса
.Прославленное полотно Ночь на ДнепреНочь на Днепре. 1882Холст, масло, 111 х 147Симферопольский художественный музей» (авторское повторение) привлекает внимание своеобразным фосфорическим свечением красок, передающих голубовато-серебристый свет луны. Тонким лиризмом проникнуты пейзажи «Осень», «КрышиКрыши домов. (Феодосия). Холст, картон, масло, 29,2 х 17Симферопольский художественный музей», этюд «Болото», работы украинских художников «УтроУтро. Холст, масло, 36 х 69Симферопольский художественный музей», «Стадо у брода» и другие.
«Искусство конца XIX — начала XX веков представляют художники, входившие в творческие объединения «Мир искусства» и «Союз русских художников». Распространенным жанром в творчестве этих мастеров был пейзаж, отмеченный ярко выраженным эмоциональным характером. Своеобразием творческой манеры отличаются произведения «АвгустДеревня. Август. Солнце. 1916Холст, масло, 46 х 96Симферопольский художественный музей» и «Последние цветы», написанные сочным широким мазком; живописные этюды «Село МакарьевкаСело Макарьевка. 1906Холст на картоне, 31,5 х 44Симферопольский художественный музей» и «Кривая сосна»; глубоко проникновенные работы а «У берега», «У мельницы», «Пастушки»; решенный в импрессионистической манере пейзаж «Ночной ПарижНочной Париж. 1890-еДерево, масло, 36 х 46Донецкий областной художественный музей»; элегический по характеру этюд «Оранжерея ВерсаляОранжерея Версаля. Холст, масло, 50 х 61Симферопольский художественный музей»; проникнутая поэзией и необыкновенной музыкальностью работа «МинувшееМинувшее. Барышня и дама. 1902—1903Холст, темпера, 67,5 х 35,5Симферопольский художественный музей».
Живописные портреты СкифыСкифы. Холст, темпера, 48 х 148Симферопольский художественный музей», в иллюстрациях к «Слову о полку Игореве», пьесам Метерлинка, финскому эпосу отразилась самобытная манера севастопольского художника .
, О.Э. Браза, а также графические работы , , дают представление об искусстве начала XX века. Значительное место в собрании занимают произведения крымских художников. В панно «Исполненные темперой работы художника и поэта М.А. Волошина посвящены Крыму. Автор раскрывает красоту его коктебельских пейзажей («Вид с перевала»), безмятежный покой древней земли («Складчатые горы»). В картине «Мастерская художника» запечатлен уголок дома Волошина в Коктебеле. Произведения М.А. Волошина отличаются изяществом тонких цветовых сочетаний, а стихотворные надписи усиливают их поэтичность, помогают глубже проникнуть в творческий замысел автора.
В музее экспонируются живописные и графические работы выдающегося украинского советского художника
— мастера батального жанра, замечательного анималиста. С выразительной экспрессией изображены лошади в его картине «Тройка», в рисунке пером «Атака кирасиров», акварели «Рысак, запряженный в сани».Обширный отдел советского искусства открывается скульптурами Ленин в креслеВ. И. Ленин. Гипс, 84 х 70 х 40Симферопольский художественный музей», «Ленин на трибуне»). Яркое представление о многообразии поисков формы и содержания в советском искусстве 20—30-х годов дают произведения других жанров. В эскизах к картинам «В разведке» и «Пленный белогвардеецПленный белогвардеец. 1931Холст, масло, 37 х 50Симферопольский художественный музей» отражены волнующие эпизоды гражданской войны. Пейзажи , , В.В. Мешкова, воспевают красоту нашей Родины. Портреты В.И. Мухиной, П. И. Котова свидетельствуют о развитии советскими художниками реалистических традиций русского портретного искусства. В натюрмортах , , прослеживается поиск новых живописных форм.
, которые входят в его знаменитую Лениниану («Широко представлены в экспозиции станковые произведения
и . В пейзажах Куприна запечатлены живописные окрестности Бахчисарая с характерной для природы этих мест яркой, насыщенной красочной гаммой.Эпической завершенностью отмечены пейзажные образы Вечер у моряВечер у моря. 1941Холст, масло, 137 x 177Симферопольский художественный музей», «Горный пейзаж», «Средневековый город»). В индустриальных пейзажах «Порт воображаемого города» и «Биби-Эйбат» Богаевский воплотил пафос созидательного труда в молодой Стране Советов. Тема гражданской войны раскрыта в картине «Переход Красной Армии через СивашПереход Красной Армии через Сиваш. 1935Холст, масло, 150 х 300Симферопольский художественный музей», за которую он был удостоен Государственной премии СССР, в картине В.Г.Путейко «Красная гвоздика». Важное место в экспозиции музея занимает тема Великой Отечественной войны.
. Героические ноты звучат в его работах, посвященных легендарной стране Киммерии («О героизме советских воинов рассказывает монументальное полотно Подвиг пяти черноморцевПодвиг пяти черноморцев. 1948Холст, масло, 200 х 296Симферопольский художественный музей». Как гимн великой Победе воспринимается картина Н.Ф. Бортникова «Берлин. Май 1945 года». Мирный созидательный труд советских людей в послевоенные годы показан во многих живописных, графических и скульптурных произведениях. Художественной выразительностью образов выделяется работа Б.И. Вакса «На целине». Ее сюжет подсказан самой действительностью, он выбран из многообразия жизненных ситуаций молодой семьи целинников.
«О колхозных буднях рассказывает картина В.Ф. Стожарова «Сдача хлеба государству».
Своеобразное по цветовому решению полотно И.А. Попова «Большая Пысса» показывает предпраздничную деревню на Крайнем Севере нашей страны.
В экспозиции широко представлено портретное искусство советских мастеров:
, М.М. Божия, , М.Г. Манизера. Особой поэтичностью отмечены пейзажи С.В. Герасимова, Я.Д. Ромаса, Н.М. Ромадина, И.И. Бокшая, Н.П. Глущенко.Значительное место в собрании музея отведено произведениям современных крымских художников. Наиболее интересны картины
, К.А. Прохорова, П.К. Столяренко, П.С. Марманова; пейзажи , , В.А. Соколова, О.Н. Дудиной; натюрморты Н.С. Барсамова, М.Ф. Чухланцева, В.П. Цветковой, М.В. Новиковой. В советском отделё музея экспонируется большая, разнообразная коллекция графики.Здесь представлены работы мастеров, творческая деятельность которых начиналась еще до Октябрьской революции, И.П. Павлова, А.П. Остроумовой-Лебедевой, Б.М. Кустодиева,
, а также молодых художников.В линогравюрах Е.А. Кибрика изображены герои русских былин — воин-богатырь Василий Игнатьевич и крестьянский сын Михаил Данилович.
Интересна серия графических листов Н.И. Лопуховой по мотивам творчества Т.Г. Шевченко. Рядом графических индустриальных пейзажей представлен А.С. Пащенко. Гравюры В.В. Панфилова, А.Ф. Фищенко, В.Г. Литвиненко,
, В.М. Юркунаса, крымских художников И.С. Петрова, А.А. Козлова, П.М. Карнауха, Я.А. Басова, Е.А. Карциганова, И.П. Копаенко отмечены печатью зрелого мастерства. Привлекают внимание графические работы К.Ф. Богаевского, который посвятил ряд произведений итальянским мастерам эпохи Возрождения. Его акварель «Воспоминание о Мантенье» — это гимн красочному великолепию природы и человеческому гению.В ряде литографий Богаевский отобразил древние города Крыма, романтическую красоту пейзажей Феодосии, Коктебеля, Судака. В цветных линогравюрах
с большим проникновением запечатлены исторические места Крыма, его горные массивы. Акварели В.К. Яновского передают красочную палитру древнего Бахчисарая.Острым юмором отличаются рисунки
, автора выразительных иллюстраций к сказке А.С. Пушкина «Золотой петушок». Постоянную экспозицию Симферопольского художественного музея дополняют произведения передвижных художественных выставок, которые устраиваются систематически. На протяжении последних лет были показаны коллекции из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Музея восточных культур, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, художественных музеев Украины, Прибалтики, а также персональные выставки Н.Я. Бута, Б.М. Неменского, Н.П. Глущенко, К.Ф. Богаевского, М.П. Латри, К.А. Прохорова, Н.С. Барсамова, Н.С. Самокиша, Н.Ф. Бортникова и многих других мастеров, внесших вклад в сокровищницу отечественного искусства.
Роза Бащенко
Издательство «Искусство». Киев. 1978 год.