Шишкин Иван Иванович [1832—1898]

  • Страница №32

Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна

Вторая половина восьмидесятых годов стала для Шишкина временем особенно высокого творческого подъема. В эту пору он создает один за другим выдающиеся по своей художественной значимости пейзажи. К ним относится серия прекрасных картин, этюдов, рисунков и гравюр, навеянных природой Сестрорецка с его огромными и мощными дубами. Еще в 1857 году, впервые попав во время летней практики в деревушку Дубки под Сестрорецком, молодой художник был восхищен этим чудесным местом, где “лес из дубов, саженный Щетром] Великим на берегу моря, — как писал он родителям, — и есть особенно отмеченные, которые им собственно посажены, — колоссальные дубы”. Спустя семь лет после того, оказавшись за границей, он мечтает вернуться сюда для натурной работы. Однако в полной мере это желание сбывается лишь в восьмидесятые годы, когда художника с новой силой захватила тема мощи природы. Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи.

В 1882 году он пишет картину “Дубки” (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок “Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке”, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как “В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке)”, исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом. В том же году появляется чистый по цвету, очень цельный по композиции и безукоризненный по рисунку, красивый и содержательный пейзаж “Дубки”. Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года.

Одна из них “Дубовая роща” — грандиозное полотно, мажорный строй которого, наполненный торжественным звучанием, тесно соприкасается с эпическим симфонизмом А. П. Бородина. Радостный, ликующий расцвет природы - так можно было бы выразить идею этого монументального произведения. В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. Помещая в центре могучие стволы деревьев-великанов и уводя их кроны за верхний обрез картины, художник подчеркивает высоту и мощь дубов. Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них. Изображая на заднем плане то освещенные, то погруженные в тень стволы, а совсем вдали деревья, которые видны уже до самых макушек, Шишкин создает впечатление большого, просторного и светлого леса. Массивные, пластически выразительные стволы, свободно раскинутые и напряженно изогнутые сильные ветви, обильная листва — все это кажется погруженным в световоз-душную среду. Легкие тени скользят по коре, падают на землю. Воздух словно напоен теплом. В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой.

Глядя на то, как осязательно переданы стволы кряжистых дубов с трещинами, буграми, наростами на них, как “вылеплена” загрубевшая кора, невольно напрашивается мысль о своеобразной “портретное” каждого дерева. Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах. Моделируя их форму, художник буквально лепит ее, нанося мелкой кистью мазок за мазком, насыщает цветом, наполняет жизнью, пишет многослойно, пастозно, придавая большое значение и фактурному решению полотна. Своеобразным приемом — коричневым тоном — он словно очерчивает каждое дерево с теневой стороны и в то же время легким касанием светлой белильной краски проводит чуть заметную полосу вдоль освещенного участка ствола, выявляя контур, подчеркивая форму. В основе теплого, светлого колорита лежат многочисленные, тонко сгармонированные оттенки зеленого и охристого цветов.

Очень тактично написаны различные подробности на переднем плане — цветы, островерхий, поросший мхом камень, ряска на поверхности пруда, мягкие мшистые подушки. Они не отвлекают внимания, не разрушают цельности впечатления.

Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине “Дубы” (1887). Внимание художника сосредоточено лишь на трех деревьях, но от этого пейзажный образ не теряет значительности. Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. Причудливо изгибающиеся плотные ветви покрыты кружевом листвы, оттеняющей мощь чеканных по форме стволов. Все полно жизни. Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень. И здесь, как в “Дубовой роще”, легкие прозрачные тени скользят по деревьям, падают на ярко освещенную поляну.