Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна
Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина “Туман” (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке. Так, В. В. Чуйко писал: “Поразительнее всего его “Туман”. Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво”. В свою очередь, И. Ф.Василевский отмечал: “Другой шиш-кинский пейзаж — меньших размеров, но принадлежащий к числу лучших экспонатов выставки. Художник в нем решил очень трудную для исполнения задачу: он дает туман-испарину среди солнца, после дождя. Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами. Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу”.
Существует предположение, что картина “Утро в сосновом лесу” создавалась по мотивам шмецкого леса в окрестностях Нарвы, где Шишкин работал в течение лета 1888 года. Между тем характер леса в этой картине — глухой, дикий — ближе “Бурелому”, чем тому, который мы находим в пейзаже “Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы)”. Но столь типичен, как всегда, у Шишкина мотив, столь характерен именно для русской природы и так конкретен, что у зрителя невольно возникает впечатление чего-то, словно бы уже не раз виденного и узнаваемого. Поэтому-то картина “Утро в сосновом лесу” у разных лиц ассоциируется с той природой, которая им особенно знакома и близка: краеведы Нарвы хотят видеть в ней местные леса, а, например, жители Калининской области связывают ее со своей природой.
На рубеже восьмидесятых — девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину “Зима” (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Все сковано морозом и погружено в тень. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни. Шишкин использует выразительность линейных ритмов, силуэтов, добивается архитектонического композиционного построения. Им было сделано несколько вариантов этой картины в различных техниках и множество мягких, исполненных на цветной бумаге углем и мелом рисунков, на которых изображены заснеженные деревья, пни и коряги. Художник их штудировал прямо в лесу.
Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине “Дождь в дубовом лесу” (1891). Произведение решено в серебристо-зеленоватой цветовой гамме, разработанной в тончайших оттенках, рождающих впечатление насыщенного влагой воздуха, пелены дождя, размывающей контуры деревьев, и пробивающегося сквозь облака рассеянного солнечного света. Колорит здесь играет решающую роль. Темные стволы мягко вырисовываются на светлом фоне, чуть выступают очертания задних деревьев. В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты. И вместе с тем произведение не носит камерного характера. Уравновешенность, какая-то особая устойчивость композиции, ее строгая простота способствуют возвышенному строю созданного образа.
Привлеченный, как и ряд других художников, к работе над иллюстрациями для издания сочинений М.Ю.Лермонтова, Шишкин выбрал два стихотворения поэта. Одно из них — “Сосна”. Помимо рисунка, он пишет в 1891 году на тот же сюжет картину масляными красками “На Севере диком . . .”, создав в ней романтический образ великолепной, “одетой ризой” снегов сосны на высоком утесе в морозную лунную ночь. Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма. Появилась даже не свойственная художнику декоративность, произошло неожиданное сближение с направлением, представленным в русском пейзаже . В период особой дружбы с ним Шишкин и писал картину, стараясь, видимо, использовать его опыт. Даже обращаясь к непривычным для себя приемам, художник добился определенной выразительности, по-своему передав возвышенный строй поэтического образа, созданного Лермонтовым.