Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна
Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке “Разливы рек, подобные морям” (1891), исполненном к стихотворению Лермонтова “Отчизна”. Этот большой тональный рисунок-картина отличается исключительной цельностью и насыщенностью художественного образа, хотя в нем недостает той живой непосредственности, легкости и своего рода трепетности, которые свойственны лучшим натурным графическим работам мастера. Решенный широко, мягко, певуче, рисунок построен на светотеневых контрастах и мерной ритмичности планов. Созданный художником образ величавой, полной торжественного покоя русской природы возвышен и вместе с тем в основе своей конкретен. Изображена Кама близ Елабуги. В 1895 году Шишкин исполнил картину, явившуюся вариантом этого рисунка, которую так и назвал “Кама близ Елабуги". Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность.
1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина. Созданные им в это время произведения свидетельствуют о том, насколько расширился круг творческих исканий художника. Наряду с такими разнообразными полотнами, как “Сосны на берегу моря", “На Севере диком . . .", “Дождь в дубовом лесу", наконец, пленэрным, солнечным, с голубоватыми далями пейзажем “Летний день", он исполнил целый ряд законченных этюдов-картин. Все они были написаны под Петербургом. В том числе и поэтический пейзаж “В лесу графини Мордвиновой. Петергоф", проникновенно повествующий о тихой жизни осеннего леса под покровом сумерек, об его умиротво-
рящей скромной красоте. Это одно из самых совершенных произведений художника. Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи. Сквозь пушистые еловые ветви пробивается скупой вечерний свет, слегка озаряя небольшой участок леса, фигуру старого седого лесника с палкой, задумчиво остановившегося среди поросших мхом кочек. Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. Композиция построена на спокойном ритме стволов, а в основу колорита положены изменчивые оттенки зеленоватых, серых, голубоватых и коричневатых тонов.
В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина “Мордви-новские дубы". Написанный мягко и свободно, он отличается чистотой и свежестью цвета и создает впечатление работы, исполненной непосредственно на натуре. Несмотря на довольно широкую манеру письма, художник внимательно прослеживает детали, добиваясь конкретности, точности характеристик. Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения. Нужно подчеркнуть, что, решая свойственные искусству своего времени задачи, усложняя приемы письма, Шишкин по-прежнему не изменял собственной манере и стилю живописи: сохранял строгость рисунка, проработанность контура, особую пластичность формы.
В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы. Как никогда, возрастает роль света в его пейзажах, обогащается колористическое мастерство, само восприятие натуры становится более задушевным, что отвечало характерному для русского пейзажа того времени тяготению к лиризму. Но реалистический творческий метод Шишкина, основанный на глубоком изучении натуры, остается неизменным. Его восхищение природой с годами не притупляется. Поэтому так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (”Пруд в старом парке", 1890-е гг.).
Маленький этюд “Травки" (1892) пленяет тонкостью и изяществом, бережно-любовным воспроизведением мельчайших растительных форм. Глубокое знание природы у Шишкина нераздельно с любованием ею. При этом что бы ни изображал Шишкин, как бы мал ни был его этюд — это, как правило, не фрагментарное, а законченное в своей образной основе произведение.
Удивительно непринужденно, быстрыми, легкими мазками кисти художник создает впечатление освещенной поляны в этюде “Сосны. Солнечный день" (1890-е гг.). Необычное по манере, подлинно живописное произведение относится к числу удачнейших работ Шишкина. Голубое, в белых облаках небо, почти красные стволы сосен, зелень хвои, красновато-желтый песок — все это многоцветье сливается в звучную гамму.