Шишкин Иван Иванович [1832—1898]

  • Страница №36

Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна

С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд “Опушка лиственного леса" (1895). Отличающий его лиризм определяется прежде всего самим мотивом пейзажа — уютная, приветливая, устланная зеленым ковром лужайка с извивающейся среди цветов тропой, уходящей в глубь молодого лиственного леса. Подробная разработка отдельных растительных форм сочетается здесь с передачей объемности пышных, сливающихся в крупные массы крон. Поразительно не только чувство формы, но и фактуры песчаной почвы, мягкой травы, жесткого кустарника. Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы. Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности. Сохраняя всю естественность найденного в натуре мотива, художник добивается впечатления гармонической цельности.

Чтобы представить себе особенности шишкинской живописной системы, можно воспользоваться сравнением этого превосходного произведения с высшим достижением раннего периода творчества В. А. Серова в области пейзажа — его этюдом “Заросший пруд. Домотканово" (1888). При общем для обоих мастеров стремлении быть максимально правдивыми в изображении природы, при сходстве их методов, основанных на пристальном, аналитическом изучении натуры и тяготении каждого к своего рода ее портретированию, само видение, восприятие и живописно-пластическая трактовка окружающего у них явно различны. У Серова сохраняется вся свежесть непосредственного восприятия природы, переданной в сложном цветовом взаимодействии со световоздушной средой. Основу живописи у него составляет чрезвычайно богатый оттенками и в то же время сплавленный цвет, отчего все детали воспринимаются в единстве, а подвижный, динамичный мазок способствует ощущению живой трепетности окружающего мира. Что касается Шишкина, то он, достигая удивительной точности цветовой характеристики каждого предмета и объединяя их средствами тональной живописи, также вводит зрителя в живой мир природы. Однако такого единства ее живописной трактовки в совокупности цвета, света и воздуха, такой нерасчлененной, свето-насыщенной, подлинно пленэрной цветовой гаммы, как у Серова, мы у него не находим. Мастером пленэра Шишкин не стал, но в то же время он довел до совершенства разработанную им систему, основанную на точном рисунке и цвете, подробно характеризующим натуру.

Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику. Здесь его привлекали красивые окрестности Нарвы — смешанные леса в Шмецке и Мерикюле, просторы Удриаса. Они давали богатый натурный материал. В Мерикюле создан, в частности, пейзаж “Солнечный день. Мерикюль" (1894) — тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы. Солнечный свет, озаряющий поляну с цветами, падающий на стволы, насыщающий зелень в глубине, внимательно прослеженные градации светотени, гармоничный колорит рождают ощущение ясного летнего дня. Этот исполненный мягкого поэтического чувства пейзаж входил в ценнейшую коллекцию И. С. Зильберштейна, переданную им государству. Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств “Старые липы" (1894).

В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина. Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры. На другой выставке в 1893 году демонстрировались этюды, сделанные в течение лишь последних летних и осенних месяцев. Они свидетельствовали о разнообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза художника, не только остававшегося на том высоком уровне мастерства, которого он уже достиг, но и продолжавшего совершенствоваться в непрестанном изучении натуры.

Огромная работоспособность Шишкина проявилась как в живописи, так и в графике. В 1894 году вышел в свет четвертый альбом его офортов, что стало подлинным событием в художественной жизни страны. Альбом включал шестьдесят листов — все лучшее, что было создано мастером более чем за двадцать лет, — ив известной мере явился итогом творческого пути выдающегося гравера.