Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна
На протяжении девяностых годов Шишкин не оставлял работы над крупными пейзажными картинами. Среди них выделяется “Лесное кладбище" (1893) — произведение большой поэтической выразительности. В нем сильнее, чем во многих других картинах художника, звучит лирическая, задушевная нота. Шишкин не просто спокойно созерцает открывшуюся ему красоту природы, но и эмоционально ее переживает. Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад. Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения. Этому способствуют золотистые солнечные лучи, пробивающиеся сквозь густые ветви и озаряющие свежий зеленый мох. Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно. Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой, изображая которую художник, по-видимому, использовал прекрасный живописный этюд “Кора на сухом стволе" (1889—1890).
Картина “Хвойный лес. Солнечный день" (1895) — тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей. Наиболее высокие и красивые деревья помещены в центре, между ними видна освещенная часть леса с красноватыми стволами сосен, бросающих длинные тени на землю. Художник словно любуется скромной красотой типичного северного леса с его прямоствольными соснами, песчаной почвой и поросшим мхом валежником. Ощущению летнего дня, покоя, разлитого в природе, способствует ритмичная композиция, теплый колорит, свободная, широкая манера письма. Элегическим настроением пронизана картина “Вечерняя заря" (1895). Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет.
В то время, как у таких ординарных пейзажистов, как Е. Е. Волков и Н. Г. Шильдер, стремившихся работать в манере Шишкина, использовать его опыт, с годами все сильнее проступали черты фотографизма и прозаизма, а у таких эпигонов академического пейзажа, как Ю. Ю. Клевер, В. Д. Орловский, И. Е. Крачковский, усиливались тенденции к внешней красивости мотива, появлялись мертвящий штамп, салонность, Шишкин по-прежнему учился у природы и зорким глазом постигал ее сокровенную жизнь.
В 1897 году на двадцать пятой выставке Товарищества передвижников появилась замечательная по своему художественному содержанию картина “На окраине соснового бора в Елабуге", близкая мотивом и его истолкованием пейзажу “Рожь". Хлебные поля с протянувшейся между ними дорогой, сосновый бор, открывающаяся широкая даль воспринимаются как собирательный образ родины.
В офорте 1892 года “Поля" художник прославляет русское раздолье, нивы, доходящие до самого горизонта, беспредельность неба, красоту облаков. Ведущая для передвижников тема народа раскрывается в его творчестве через образ природы, которая неразрывно связана с бытием народа и близка ему духовно.
И в девяностые годы, в трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями в творчестве многих художников старшего поколения и возникающими в среде передвижников разногласиями, грозящими распадом всей организации, Шишкин оставался с теми, кто сохранял верность демократическим идеалам шестидесятых годов. Последователь , убежденный сторонник просветительской, идейно-художественной программы передвижников, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь, он в 1896 году с гордостью писал: “Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки. И вот из этих робких, но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь, путь, которым смело можно гордиться. Идея, организация, смысл, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, если только не главное, в среде русского искусства".
В преддверии XX века, когда возникают различные течения и направления, идут поиски новых художественных стилей, форм и приемов, Шишкин продолжает уверенно следовать по своему раз избранному пути, создавая жизненно правдивые, содержательные и типические образы русской природы. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина “Корабельная роща" (1898) — полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.