Шишкин Иван Иванович [1832—1898]

  • Страница №39

Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна

В среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением, несмотря на то что исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. Молодежь не могла не признавать в нем глубочайшего знатока и вдумчивого изобразителя русской природы, не могла не оценить его высокого мастерства. Этюды, рисунки, офорты Шишкина были той наглядной “живой школой", о которой говорил в свое время Крамской Крамской Иван Николаевич Крамской Иван Николаевич [1837—1887] Великий русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят.... Этой же школой для начинающих художников, конечно, являлся и сам Шишкин, его опыт, его знания, его непосредственные занятия с ними.

Кроме того, известно, насколько заботил Шишкина вопрос о подготовке молодой смены, о художественном образовании. Он щедро старался передавать молодежи суть и принципы своего метода работы на натуре, основанного на творческом отношении к ней, на глубоком ее исследовании без утраты чувства целостности мира природы. Метод Шишкина заключал в себе много ценного, что было важно понять и усвоить каждому начинающему живописцу.

В доме Шишкина постоянно бывали молодые художники, он охотно брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки. Строгий, требовательный, даже суровый во время занятий, он в то же время искренне радовался их успехам, был чрезвычайно отзывчивым на их нужды. Познакомиться с этим “патриархом лесов", приобщиться к его опыту, услышать его рекомендации являлось мечтой многих вступающих на путь искусства. Хотя последователей у Шишкина не оказалось, но к “школе" Шишкина на первых порах обращались почти все пейзажисты молодого поколения. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству.

Сам Шишкин в поздние годы, сохраняя верность своим принципам и выработанной годами манере, внимательно присматривался к работам молодых, старался и в собственное творчество вносить нечто новое, при том, что в сложной, противоречивой художественной жизни кануна XX века он неизменно оставался ярким представителем искусства критического реализма, выразителем демократических идеалов, носителем лучших традиций передвижничества.

“Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой Руси, — писал Шишкину В. М. В аснецов в 1896 году, — если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через Ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни Ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их никем и никогда оттуда не выкорчевать".