Шишкин Иван Иванович [1832—1898]

  • Страница №7

Статья о И. Шишкине. 1988. Автор: Шувалова Ирина Николаевна

Недавно приобретенный Государственным Русским музеем еще весьма робкий по исполнению, явно ученический этюд “Сосна на скале”, датированный апрелем 1855 года, — пока единственная дошедшая до нас пейзажная натурная работа масляными красками, относящаяся ко времени обучения юноши в училище. По ней видно, что карандаш тогда подчинялся ему лучше, чем краски.

В период занятий в училище взгляды Шишкина Шишкин Иван Иванович Шишкин Иван Иванович [1832—1898] Великий русский художник. Родился 13 января 1831 года. Мастер пейзажной живописи и рисунка. Гравер. Академик. Учредитель  Товарищества передвижных художественных выставок. Руководил в Академии художеств пейзажной мастерской. Оказал огромное влияние... приобретают большую определенность и четкость. “Явный протест против классицизма: я, Перов, Маковский К., Седов, Ознобишин”, — записывает художник. Эта запись — свидетельство зарождающегося у молодежи протеста против идеализации в искусстве, против нормативной академической системы. Упоминание прежде всего В.Г.Перова, сделавшего вскоре важнейшие открытия в области бытовой реалистической живописи, да и вообще дружба Шишкина в то время со многими жанристами позволяет думать об уже осознанных демократических устремлениях художника и о том, какое серьезное значение начинает приобретать в его представлении вопрос о содержательности искусства.

Ко времени окончания в 1855 году училища творческие интересы Шишкина, выделявшегося среди своих товарищей выдающимся талантом, заметно определились. Как пейзажист он уже приобрел некоторые профессиональные навыки. Но художник стремился к дальнейшему совершенствованию и в январе 1856 года отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. С этих пор творческая биография Шишкина тесно связана со столицей, где он прожил до конца своих дней.

Тема “Шишкин в Петербурге” неисчерпаема по богатству и разнообразию материала. Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве. Ее более простой, безыскусственный, по сравнению с чопорным Петербургом, жизненный уклад, более свободная общая атмосфера этого города, где с такой силой проявлялось своеобразие национального реалистического искусства, особая красота среднерусской природы, ярко выраженная в окрестностях Москвы, московское Училище живописи и ваяния со сложившимися там демократическими традициями, где в дальнейшем стали преподавать друзья Шишкина В.Г. Перов, затем В.Е. Маковский Маковский Владимир Егорович Маковский Владимир Егорович [1846—1920] Русский художник. Сын Е.И. Маковского и брат художника . От Академии Художеств получил медали: в 1864 году — 2 серебряную медаль; в 1865 году — 2 серебряную медаль за картину "Мастерская художника"; в..., К.А.Савицкий и другие, — все это роднило его с Москвой. Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А.Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами.

В Академии художеств к середине XIX века сложилась пейзажная школа классико-романтического направления, долгое время возглавлявшаяся профессором М.Н.Воробьевым. Но за год до поступления Шишкина в Академию почтенный профессор скончался и теперь на его должность был назначен С.М.Воробьев — художник академического толка, который оказался неспособным отойти от архаических методов препода-

вания. Шишкин Шишкин Иван Иванович Шишкин Иван Иванович [1832—1898] Великий русский художник. Родился 13 января 1831 года. Мастер пейзажной живописи и рисунка. Гравер. Академик. Учредитель  Товарищества передвижных художественных выставок. Руководил в Академии художеств пейзажной мастерской. Оказал огромное влияние... мало что мог почерпнуть у такого наставника. Его главным учителем была природа, и лишь в непосредственном соприкосновении с нею нащупывал он свой самостоятельный путь. Однако сформировавшаяся в тридцатых — сороковых годах законченная система академической школы также оказывала воздействие на его художественное развитие.

Важную роль в педагогической практике Академии играло следование западноевропейским мастерам и прямое их копирование. В связи с этим в работы молодых художников проникали определенные догматические приемы, накладывавшие однообразный отпечаток на их творчество. Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Это относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярного в свое время швейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, но с любовью изучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать. Помимо того, что Калам был искусным рисовальщиком, ему принадлежало и своего рода открытие в области живописи: удивительно точный, чуть ли не математический отбор в натуре одних только основных масс, тонов и их пропорций”. Однако подобное живописное решение, несмотря на новизну в приемах тонального колористического изображения природы, привносило в произведения элемент условности. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания. Копии с него были обязательны в учебной практике не только Академии, но и московского училища.