«Усадебные пейзажи». Тематические циклы художника Жуковского 1910-1917 годов. 1980. Автор: Горелов М.И.
Во втором десятилетии наряду с чисто пейзажной тематикой в творчестве Жуковского получает углубление и дальнейшее развитие усадебная тематика, свидетельствующая об интересе художника к памятникам русской архитектуры.
Лирические образы старинной усадьбы, близкие творчеству Жуковского, встречаются в русской поэзии XIX — начала XX века. Они звучат в стихотворениях А.К. Толстого («Шумит на дворе непогода». «Пустой дом»), С.Я. Надсона («Старая беседка») и И.А. Бунина («Запустение», «Осыпаются астры в садах»).
Ошибочно было бы усматривать в этом стремление к созданию культа уюта и благополучия русского поместья, как и думать, что ретроспективный характер этих увлечений был лишь своеобразным «бегством» из современной действительности в мир прошлого. По-видимому, для художников слова и кисти идеализация старины не была самоцелью. Поэтизируя усадьбу, они стремились привлечь внимание к памятникам искусства прежних эпох. Показательно, что интерес к усадьбе возрос именно тогда, когда дворянская культура у всех на глазах из современности словно уходила в историю. Передовые люди той эпохи видели в культуре отечественного прошлого почву для утверждения национального самосознания, источник самобытных русских художественных традиций.
Перед интеллигенцией встал вопрос о сохранении и пропаганде культурного и художественного наследия, в частности о поддержании русской усадебной архитектуры. Роль таких пропагандистов в дореволюционное время выполняли крупные журналы, как «Старые годы» и «Столица и усадьба». Они привлекали внимание публики к памятникам старины и воспитывали чувство бережного к ним отношения, как к ценнейшему наследию. В эту пропаганду наряду с писателями, поэтами и публицистами включились многие художники; в том числе и Жуковский.
Интерес к старине был свойствен целому ряду мастеров как «Мира искусства», так и Союза русских художников. Каждый из них избрал объектом своих интересов ту или иную эпоху, которую отразил в присущем ему жанре искусства.
Жуковский увлекался усадебной архитектурой конца XVIII — первой трети XIX столетия. Начало XIX века породило в русской провинции массу скромных произведений безвестных крепостных зодчих. Эти произведения с точки зрения строгих канонов классической архитектуры иногда грешат ошибками и неправильностями в деталях. Очень часто деревянные здания имитируют каменные столичные постройки. Но несмотря на наивность и, может быть, благодаря ей эти создания крепостных мастеров таят в себе очарование непосредственности, обладают неразрывной связью с окружающей природой.
В крупных усадьбах заезжие столичные зодчие, часто приглашаемые богатыми помещиками, создавали, может быть, более совершенные произведения архитектуры, но в них не было интимности, столь характерной для творчества крепостных самоучек и так пленившей Жуковского уже в ранние годы его творчества. Художнику была не по душе дворцовая пышность крупных дворянских поместий. Его больше привлекает своеобразная, порой наивная красота скромных помещичьих домов, так уютно расположенных среди деревьев и кустарников, что они кажутся органической частью окружающего пейзажа.
Для Жуковского характерно не любование дворянским бытом, а восхищение искусством прошлого, талантами безвестных, безымянных зодчих, как бы завещавших людям XX века внешне скромные, но одухотворенные, оригинальные и самобытные художественные творения. Жуковский тонко почувствовал гармонию архитектуры и ее природного окружения, которая была отличительным качеством этого искусства. В его усадебных пейзажах словно повторена и раскрыта эта удивительная гармония.
Серия картин Жуковского, посвященная интимной красоте небольших помещичьих провинциальных усадеб, начатая его картиной «Лунная ночь» (1899), заставила широкую массу зрителей, посещающих выставки, оценить и по-настоящему полюбить эту ветвь русской архитектуры.
Тверская губерния, изобилующая памятниками усадебной архитектуры первой половины XIX столетия, была местом паломничества многих художников и особенно привлекала Жуковского. Каждой весной он в компании своих друзей В.К. Бялыницкого-Бируля, А.В. Моравова, Н.П. Богданова-Вельского работал главным образом в живописных местах вокруг озер Удомля и Молдино (последнее находилось вблизи станции Еремково, по Рыбинской ветке Николаевской железной дороги). В одном из прошений Жуковского в Канцелярию Академии художеств, относящемуся к маю 1913 года, сообщается о том, что он намерен работать летом в Тверской губернии. Здесь впервые упоминается имя художника И.И. Бродского, в общении с которым Жуковский собирался провести летние месяцы.
Жуковский постигал усадебную природу и архитектуру не только непосредственно, но и через приобщение к живописному наследию русских художников первой половины XIX века. И, может быть, не случайно места его творчества в Тверской губернии часто совпадали с местами пребывания А.Г. Венецианова и его учеников. В частности, Жуковский изображал родовое имение Милюковых, виды которого в 1840-х годах запечатлел один из лучших учеников Венецианова Г.В. Сорока. Внук Н.П. Милюкова в очерке о Григории Сороке писал: «Его родная деревня находится в двух верстах от имения моего деда, усадьбы «Островки», изображенной как покойным Сорокой, так и современными художниками, посещающими эту красивую усадьбу, расположенную на полуострове, вдающемся в озеро Молдино, на котором, напротив усадьбы, находятся два поросших лесом острова; от них усадьба получила свое название. Усадьба Островки изображалась художниками Кондратенко, Холявиным, Аладжаловым, а особенно Жуковским, запечатлевшим в своих многочисленных холстах не только усадьбу Островки со внешним видом ее старинного розового дома, но и многие interier'ы этого старинного дома».
Жуковский спустя семьдесят лет изображал те же пейзажи и интерьеры, что и Сорока, и потому творчество последнего оказалось для него путеводной звездой при воссоздании подлинных ансамблей минувшей эпохи. За прошедший длительный период времени в корне изменился характер пейзажной живописи и ее изобразительный язык. В отличие от мечтательных идиллических видов Сороки усадебные пейзажи Жуковского проникнуты мажорным звучанием. Произведения Сороки 1840-х годов «Рыбачки», «На озере Молдино», «Вид на озеро Молдино в имении Островки», «Часовня в парке» представляют собой пейзажные картины с введенными в них человеческими фигурами. В пейзажах Жуковского нет человеческих фигур. Главное внимание в его усадебном цикле привлекает полузапущенный парк, окружающий старинный помещичий дом.
Сорока в своих усадебных пейзажах запечатлел современную ему эпоху. Для Жуковского эта эпоха отодвинулась в прошлое, стала историей. Вместе с тем прошлое представлялось ему в ореоле настоящего, в красоте вечного обновления. Старинная архитектура в усадебных пейзажах Жуковского окружена природой, словно выражающей дух современной жизни. Природа и архитектура как бы олицетворяют вековой союз настоящего и прошлого, взаимосвязь разных времен. Усадебные дома в стиле русского ампира органично соседствуют со своими ровесниками — столетними деревьями в парках.