«Усадебные пейзажи». Тематические циклы художника Жуковского 1910-1917 годов. 1980. Автор: Горелов М.И.
Стремление выявить гармонию между природой и архитектурой всегда было присуще Жуковскому. Однако в ранних опытах художника искомое равновесие еще не найдено. В его усадебных пейзажах конца XIX века явно акцентируется образ природы («Светлая ночь», Кировский областной художественный музей). В зрелый период первого десятилетия в усадебные пейзажи вводятся человеческие фигуры («Бессонная ночь», «Печальные думы»), ставятся задачи как пей--зажной, так и жанровой живописи. При этом акцентируется то человеческое жилище («Осенний вечер», 1905), то яркая красочная природа («Усадьба осенью», 1906). Во втором десятилетии устанавливается полная гармония между этими двумя компонентами: архитектурным и пейзажным. Дом выделен ярким освещением, парк — звучными цветовыми пятнами. «Природное» и «человеческое» предстают в единстве повышенной красочности пейзажа и светонасыщенности архитектурного объекта. Решая эту задачу, художник строже, чем прежде, придерживается светотеневой и пленэрной систем, которым подчинены элементы различных манер и приемов.
На примере картины «Усадьба. Двор» (Третьяковская галерея) можно видеть, как художник пришел к созданию такого целостного образа в усадебном пейзаже. По-видимому, картина была написана в середине второго десятилетия. В глубине пейзажа изображен под углом к зрителю дом. Диагональ тропинки, ведущей к крыльцу, усиливает иллюзию пространства. Ярко освещенная стена здания перекликается по цвету со светлыми облаками, что придает образу цельность. Наоборот, звучные массы зелени контрастируют с пятнами облаков. Зелень берез и лип становится то яркой и прозрачной на солнце, то темно-зеленой, уходя в тень, то какими-то изумрудными громадными каплями свисает до самой земли. Здание в окружении ярких цветовых пятен: красной крыши с уголком голубого неба, бархатистой зелени деревьев, отбрасывающих на палевую поверхность его стен фиолетовые тени, вносит в пейзаж поэзию света и воздуха. Определяющим фактором целостности пейзажа является пленэрное начало, объединяющее пространственные планы и фоны.
Усадебные пейзажи Жуковского разнообразны по сюжетам. Преобладают весенние и осенние мотивы, переданные живописцем при дневном, вечернем и ночном освещении.
Весенние пейзажи обычно изображены в часы вечерних сумерек, когда природа одновременно кажется радостной и задумчиво печальной. Выбор такого момента, по-видимому, более всего соответствовал лирической настроенности художника.
В картине «День догорает» (1913, собрание В.Н. Кончаковского, Киев) изображен уголок старинной русской усадьбы с заснеженным озером на закате солнца. Его последние прощальные лучи бросают золотистые оранжевые блики на снег. Эти теплые оттенки становятся более звучными в соседстве с холодными синими, голубыми и фиолетовыми тенями. Подобное резкое противопоставление теплых оттенков и холодных тонов обычно соответствует явлению рефракции солнца, когда оно закатилось, а над горизонтом видно лишь его «изображение», утратившее слепящий эффект. Колористические контрасты в картине придают образу природы декоративное звучание. След солнца представляется золотистым полудиском, окруженным розовато-оранжевым ореолом. Выше небо приобретает жемчужно-золотистый и, наконец, жемчужно-зеленоватый и перламутровый оттенки. Нежные тона неба, постепенно, почти незаметно, переходящие один в другой, как бы примиряют спорящие между собой яркие краски земного ландшафта На переднем плане представлена часть усадьбы в Островках. Справа, ближе всего к зрителю, стоит двухэтажный дом, построенный в начале XIX столетия, слева в некотором отдалении находится одноэтажный флигель стиля ампир в провинциальном варианте, запечатленный когда-то в картине Г.В. Сороки. Показанные фрагментарно строения расположены под разными углами друг к другу. Создается впечатление, что перед нами большой этюд, в кадр которого как бы случайно попали части домов. Но это первое впечатление постепенно рассеивается; органично включающий в себя архитектуру, пейзаж построен по строго продуманным законам динамической композиции, колорита и освещения.
Композиция основана на подчеркнутой разнице объемов. Но такая контрастность не нарушает общей гармонической целостности, которая во многом определяется совпадением композиционного и смыслового центров. Осевая вертикаль, сдвинутая влево, в сторону меньшего объема, акцентирована двумя соснами, расположенными справа и слева от диска солнца. Это усиливает ритм нарастания объемов по диагонали.
С большим мастерством передана иллюзия глубины пространства. Солнце — самый удаленный объект пейзажа — оказывается в точке схода перспективных линий. Ощущение реального пространства усиливается цветовой перспективой — постепенным переходом от теплых коричневых тонов к холодным лиловым и синим.
В свете догорающего дня медленно колеблются легкие тени. Мохнатые кроны сосен контрастируют с паутиноподобными веточками берез, «размытость» которых создает ощущение воздушности. Большой дом находится в полутени. Лишь на стеклах видны слабые, чуть желтоватые отблески, тогда как флигель в лучах заката окрасился в золотистые тона. Дом кажется задумчиво грустным, флигель, наоборот, оживленно радостным. Эти «настроения» архитектуры служат камертоном настроения, разлитого в природе. Образ ранней весны на закате наполняет душу зрителя и грустью в момент расставания земли с солнцем и тихой радостью весеннего пробуждения. Безмятежная тишина пейзажа выражает нежное примирение грусти и радости. «Глубоко элегично «День догорает» — заходящее солнце, чуть-чуть выглядывая из-за горизонта, посылает свои последние оранжевые поцелуи, скоро не видать его чарующих лучей».
Картина «День догорает» является одним из лучших образцов того тонкого мастерства, с которым Жуковский передает поэзию раннего весеннего вечера в русской провинциальной усадьбе.
В картине «Отблески вечерней зари» (1912, Ярославский художественный музей), показанной на X выставке Союза русских художников, изображен тот же, только переданный с противоположной стороны старинный дом в Островках, освещенный лучами заходящего солнца. Стекла окон переливаются золотистыми тонами и оттенками. Живая игра световых отблесков приобщает покинутое жилище к окружающей природе. Здесь все наполнено ощущением ранней весны, с ее последними снегами и первыми подснежниками, приглушенными тонами прошлогодней осенней листвы, с голыми березками, сквозь веточки которых
светится жемчужное зимне-весеннее небо. Вдали, в фиолетовой дымке, словно в каком-то первозданном хаосе тонет лес, уже освобожденный от зимнего плена. Здесь найден чистый, светлый, бесконечно искренний образ, в котором старое, созданное людьми и ими забытое, сосуществует с вечно юной природой и потому наполняется ее обновленной жизнью. И кажется, что розовое здание любуется весенним пробужденим и сами окна превращаются в его глаза, источающие огоньки радости.
Жуковский любил писать одни и те же усадьбы с разных точек зрения и в разных ракурсах. Так, в картинах «Отблески вечерней зари» и «Солнце под вечер» (1914, собрание Ю.С.Торсуева, Москва) изображен один и тот же двухэтажный дом с лоджиями, но с разных сторон — с фасадной и с боковой.