В. Г.Шварц. Из серии «Массовая библиотека». 1947. Автор: Толстой В.
В начале 60-х годов XIX века исторический жанр в России испытал мощное воздействие новой реалистической школы. На академических выставках все чаще стали появляться картины на темы из русской истории. Правда, еще со времен первого русского исторического живописца
художники не раз обращались к темам нашего далекого прошлого. Но творчество явилось решительным шагом в создании подлинной исторической живописи в России. «Живые исторические образы правдивой исторической обстановке», — таков девиз . В частном эпизоде он стремился воссоздать самый дух исторической эпохи.Понятно, что для выполнения подобной задачи исторический живописец должен обладать глубокими знаниями в области истории и археологии древнего бьта; он должен быть на уровне знаний современной ему исторической науки.
60-е годы были периодом бурного накопления знаний во всех отраслях русской истории, временем деятельности наших знаменитых ученых С. Соловьева, Ф. Буслаева, И. Забелина и др. Возникновение новой исторической живописи было одним из частных проявлений общественного интереса к отечественной истории.
один из первых в русском искусстве попытался раскрыть психологический облик исторической личности. Он говорил: «Как бы ни был верен костюм данной эпохи, как ни удачен тип, этого мало: надо передать движение, свойственное эпохе, характер поз, складок. Задача художника — вжиться в ту среду, обобщиться с людьми того мира, сделаться их современником, жить их жизнью.
Следуя этим принципам,
впервые в русском искусстве создал яркий образ Ивана Грозного, а в картинах и рисунках последнего периода раскрыл поэзию русской старины, слив воедино русскую природу и исторический жанр и включив пейзаж в качестве неотъемлемой части исторической картины.Вячеслав Григорьевич Шварц родился в 1838 году в г. Курске. Первые восемь лет своей жизни он провел в пограничной крепости на Кавказе, где служил его отец, боевой генерал герой 1812 года. Отец был просвещенным человеком, любил искусство, сам немного рисовал и обладал значительной коллекцией картин как иностранных, так и русских художников.
Наклонности к рисованию проявились у
очень рано. В воспоминаниях его сестры рассказывается, что трех лет Вячеслав чертил рисунки сначала на песке палкой, а вскоре уже начал рисовать и на бумаге. Сохранился один из первых его рисунков — «Крепость», сделанный в пятилетнем возрасте. Рисовал он все, что видел вокруг себя в этой далекой стране: горы, крепость, приютившуюся среди гор, солдат, лошадей.Когда Вячеславу исполнилось восемь лет, он вместе с матерью и младшим братом поселился сначала в Москве, где в течение года обучался рисованию, а потом в имении отца в с. Белый Колодезь Щигровского уезда, Курской губернии. Отец, продолжавший служить на Кавказе, постоянно интересуется, как идет образование сыновей, и внимательно следит за успехами Вячеслава в рисовании.
В деревне Вячеслав много рисовал тушью, акварелью, карандашом и даже маслом. По совету отца он копировал некоторых художников, особенно баталистов. Помимо ранних детских впечатлений на Кавказе, вкус к батальной живописи поддерживался в нем отцом. В самостоятельных композициях Шварца главное место занимали в то время сцены схваток, битв и сражений. Он твердо решает стать художником-баталистом.
В 1853 году, когда Вячеславу исполнилось пятнадцать лет, его определяют в Царскосельский лицей. Здесь были еще живы традиции пушкинской поры. Преподавание гуманитарных дисциплин (литературы, истории) было поставлено очень хорошо. Преподавалось также и рисование, так что юноша мог продолжать свое любимое занятие. Учитель рисования старик Василевский был в восторге от его способностей.
Однако этот престарелый художник, с наивно-сентиментальным вкусом и сухой академадескюй манерой рисунка, не мог оказать большого влияния на своего талантливого ученика.
В последний год пребывания
в лицее Василевского сменил молодой пейзажист Мещерский.Под его влиянием
начал обращать внимание на пейзаж, который до сих пор ему совершенно не давался. Под руководством Мещерского он серьезно принялся писать маслом, а также сделал ряд удачных офортов.К концу пребывания
в лицее художественные интересы занимают всё большее место в его жизни. Тогда же формируется и крепнет интерес к русской истории. Из воспоминаний его лицейского друга Шакеева известно, что, будучи еще в лицее, он брал из библиотеки его отца «Полное собрание русских летописей», «Письма Курбского», «Сказания о Самозванце», сочинения Герберштейна и Олеария, книгу генерала Висковатого «Исторические описания одежд и вооружений Российских войск» (допетровской эпохи) и т. д.Учителей и товарищей
удивлял феноменальными способностями: прочтя страницу один раз, он мог тут же повторить ее напамять. Это был живой, остроумный и талантливый во всем человек, очень скромный и сдержанный. Он не был склонен к мучительным раздумьям и в своем творчестве не знал длительных исканий и резких переломов: его путь наметился как-то сам собой, его цели стали ясны ему очень рано.Весной 1859 года
оканчиваем лицей и определяется секретарем в Кавказский комитет в Петербурге. Но служба в комитете тяготила . В сентябре того же года он поступает в университет на историко-филологический факультет.Почти одновременно он выдерживает вступительные экзамены в Академию художеств и начинает заниматься по батальному классу профессора
. Возможно, не оставил еще своей детской мечты сделаться баталистом, но еще вероятнее, он выбрал «баталический класс» потому, что в то время, по словам Стасова, «он был наиболее живым, так как сюда проникал жанр, который считался в Академии зловредным».С большей энергией
выполняет академические задания и вскоре добивается перевода в натурный класс, а в декабре того же 1859 года за исторический рисунок пером «Свидание князя Святослава с императором Иоанном Цимисхием» получает вторую серебряную медаль Академии.1859 год можно считать для него началом серьезного увлечения русской исторической тематикой и годом первых творческих успехов на поприще исторической живописи.
В университете увлечение отечественной историей развивается благодаря усиленному изучению исторической литературы и лекциям Костомарова. «Эти лекции оказали громадное влияние на
. Содержание и настроение их совпадали с коренными вкусами и настроениями Шварца», — свидетельствует Стасов. Вскоре у завязалось личное знакомство с прославленным историком. С тех пор Шварц постоянно показывает ему свои новые исторические рисунки, которые вызывают у него неизменное одобрение.