В. Г.Шварц. Из серии «Массовая библиотека». 1947. Автор: Толстой В.
Блестящие лекции Костомарова и личное общение с ним дали определенное направление историческим интересам
. Его увлекают поиски психологической глубины исторических образов. Последнее ясно видно уже в рисунке «Свидание князя Святослава с императором Иоанном Цимиехием». Здесь сошлись два человека, две силы — неведомые, но чувствующие мощь друг друга. Император на коне с дорогим убором удивленно взирает на владыку обширного Киевского княжества, сидящего в простом рыбацком челне, в своей белой посконной рубахе, которая ничем не отличается от одежды простых воинов. Лаконичные очертания фигур, четко вырисовывающиеся в сгущающихся сумерках, психологическая напряженность момента встречи и та неуловимая «даль веков», которая чувствуется в пейзаже и в одеждах людей, — все это создавало особое настроение, окрашенное национальным колоритом, духом русской полулегендарной истории. «Таких характерных древнеславянских правдивых фигур, — заявляет Стасов, — не рисовал до тех пор ни один наш исторический живописец».Под влиянием работы над исторической тематикой изменяется самый характер творчества молодого художника. Его ранние батальные композиции представляли собой запутанный клубок человеческих и конских фигур. Это была холодная композиционная штудия, сухой пересказ старинных батальных сцен. Совершенно иное мы видим в таких историко-батальных произведениях 1860 года, как «Куликовская битва» и «Взятие Казани Иоанном Грозным». Несмотря на обилие фигур, мы различаем в них простое, композиционное построение, с выделенным центром, в котором помещен главный герой события. Здесь видно стремление ощутит реальность исторического события, передать индивидуальные образы людей, создать психологическую атмосферу битвы, борьбы двух сил, причем все симпатии художника лежат на стороне русских.
Творчество
в это время не ограничивается только историческими работами. Существует целая область произведений художника, ныне почти забытых, — это сатирико-юмористические жанровые сценки и типы из современной жизни. А между тем дар иронической характеристики персонажа помог художнику создать ряд островыразительных исторических типов.В рисунке
«Церковная служба» представлены пять комических типов священнослужителей, причем у каждого свое особое выражение: у одного на лице слащавое умиление, у другого — лицемерие и хитрость, у третьего — лысого, с бакенбардами — деловитая озабоченность... Меткие характеристики находим мы в комических зарисовках: чиновников («Герольд», «Государственный муж в 20 градусов мороза»); монахов («Католический монах за кружкой пива»); военных («Именитое дворянство», «Не смей обгонять начальство»).Большинство рисунков Шварца выполнено пером и отличается уверенной графической техникой. Линия контура четкая, штриховка хорошо лепит форму и передает тонкие световые отношения.
В 1861 году
уезжает за границу. Он путешествует по Германии, осматривая исторические памятники, наблюдая жизнь незнакомого народа. От этой поездки, помимо писем к родным, в которых он описывает свои путевые впечатления, сохранился целый альбом набросков с натуры, которые выдержаны в том же плане жанровой юмористики. В творчестве оттенок политической сатиры проявился только однажды — в большом картоне «Вальпургиева ночь», выполненном по возвращении из Германии. В этом картоне чертям и ведьмам на шабаше он придал портретные черты известных великосветских особ Петербурга.Вернувшись в том же 1861 году из-за границы, Иоанн Грозный у тела убитого сынаИоанн Грозный у тела убитого сына. 1864Холст, масло, 71 x 89Государственная Третьяковская галерея», избрав его в качестве дипломного отчета по окончании Академии. Замысел этого картона, по свидетельству его сестры, родился у него в результате поисков острого психологического сюжета, дававшего возможность раскрыть тайники души Грозного, личность которого особенно привлекала его в этот период. Известно, что в это же время, возможно, несколько раньше, сделан был им акварельный портрет Грозного, который, по видимому, явился подготовительное работой к его большому картону.
приступил к работе над картоном «В наши дни историческая наука по достоинству оценила великую государственную мудрость и правоту дела собирания многонациональной Руси, которые с таким упорством и энергией проводил Иван Грозный. Этого не понимала и ис могла понять историческая наука 60—80-х годов, видевшая в Грозном лишь ненавистного самодержца, царя-деспота.
также не был свободен от тогдашних представлений о Грозном, но все же им впервые в русском искусстве был создан глубокий и правдивый образ Грозного.В картине прекрасно передана гнетущая тишина, нарушаемая лишь треском оплывающих свечей, монотонным чтением монаха да торопливым шопотом бояр у двери, боязливо озирающихся на Грозного. В тяжелой задумчивости сидит он в кресле, вцепившись рукой в складки погребального покрова. Выделяясь из сумрака, освещенный пламенем горящих свечей, лежит на смертном одре царевич Иван. Светлые погребальные одежды, красивая голова с перевязанным лбом и монахи, смиренно склонившиеся над покойником, создают ему ореол безвинно замученного праведника. Тут же сидит Грозный, в порыве гнева убивший сына своим жезлом. О чем думает этот старик, тяжело осевший в своем кресле? Его голова опустилась на грудь, на массивном лице с решительными чертами застыло оцепенение, энергичные руки в бессильном отчаянии сжаты... У ног брошены четки и грозный железный посох. В его душе смешались разные чувства: отчаяние отца, «скорбь государя, потерявшего наследника, и упрямая воля деспота...
Несмотря на предвзятость своего отношения к Грозному,
удалось преодолеть одностороннее понимание образа царя, передав в нем сложный внутренний мир человека, внешне сдержанного и сильного духом, но раздираемого противоречивыми чувствами и страстями.Художнику удалось передать общую историческую атмосферу события.
В воспоминаниях Шакеева рассказывается о работе
над этой картиной. Однажды он зашел к своему другу в мастерскую и остолбенел от ужаса. Перед ним лежал покойник на высоком столе, покрытый парчевым покровом, со свечами по углам. Это был манекен, с которого рисовал убитого царевича: картон был целиком написан с натуры.Этот картон был показан на выставке в Академии художеств в январе 1862 года, получил большую серебряную медаль и имел огромный успех у публики. Умение художника передать живую атмосферу исторического события, а также совершенно новая трактовка образа Грозного производили сильное впечатление. Стасов впоследствии писал, что «подобной великой задачи исторической и психологической не смел и не умел взять ни один наш живописец раньше
».Это было начало целой серии исторических композиций из эпохи Грозного, сделанных
в 1862—1864 годах. В тот период им были выполнены: небольшая масляная картина «Посол от князя Курбского», пять иллюстраций к «Песне о купце Калашникове» и четыре — к историческому роману А.К. Толстого «Князь Серебряный».Картина «Посол от князя Курбского» лишена трагической экспрессии и сколько-нибудь значительных исторических образов и имеет чисто иллюстративный характер, воспроизводя известное стихотворение А.К. Толстого: «Князь Курбский от царского гнева бежал...»