В. Г.Шварц. Из серии «Массовая библиотека». 1947. Автор: Толстой В.
В творчестве Шварца иллюстрации занимали немалое место. Помимо юношеских рисунков к произведениям Шиллера, Бомарше, Сервантеса, а также к «Хождению игумена Данила в св. Землю», изданного в 1865 году Норовым, ряд его картин и рисунков, выполненных пером, по существу носит характер вариаций на литературную тему: «Вальпургиева ночь», «Спор Ивана Грозного с иезуитом Поссевиным о вере», «Плач Ярославны», «Руслан и голова» и др. Наиболее значительными из этого рода произведений надо признать иллюстрации к «Песне о купце Калашникове» и особенно к роману «Князь Серебряный». Не случайно, что иллюстрации к А. К. Толстому вышли гораздо удачнее, чем, к Лермонтову.
с его любовью к обстоятельному бытовому рассказу был чужд песенно-эпический, лаконичный стиль лермонтовского произведения, тогда как увлекательный роман А.К. Толстого с бездной любопытных мелочей старинного русского быта, поверий, обрядов был более близок ему как художнику.Несмотря на то, что иллюстрации
выполнены пером, его ни в коем случае нельзя назвать графиком в подлинном смысле этого слова. Даже в таких наиболее удачных иллюстрациях, как «Шествие Ивана Грозного к заутрени», «Боярин Морозов, одетый в шутовской кафтан», «Иван Грозный на охоте, встречающий слепых», отсутствуют специфические приемы графической иллюстрации. Его иллюстрации представляют собой законченную, замкнутую в себе историческую композицию, которая понятна сама по себе, независимо от текста книги. Как исторический живописец, наделенный даром воспроизводить картину далекого прошлого, он помогает зрителю окунуться в седую старину, дорисовывая средствами изобразительного искусства то, Что бессильно изобразить самое красноречивое литературнее описание:Образ Грозного в иллюстрациях
лишен той грубой прямолинейности, которую мы находим не только у историков того времени, например, у Костомарова, но и в романе А.К. Толстого. Как и в своем большом картоне «Иван Грозный», в иллюстрациях пытается раскрыть внутренний мир этой выдающейся исторической личности и как художник и психолог не может не проникнуться к нему сочувствием.В начале 1863 года
отправляется в свое второе заграничное путешествие, наметив себе обширный маршрут. Однако, проехав по Германии и достигнув Парижа, Шварц оседает там.В течение целого года он работает в мастерской модного в то время исторического живописца Лефевра. Здесь он выполняет маслом вариант своего картона «Иван Грозный у гроба сына».
В Париже
сближается с группой молодых русских художников, посланных Академией за границу; среди них был . Сам Шварц мало пишет о своей жизни в Париже, но, судя по письмам , можно заключить, что они часто посещают народные празднества, балы, рынки, ярмарки, изучая народный быт и нравы, делая наброски с натуры. Однако и здесь Шварц свято хранит свою сердечную привязанность ко всему русскому, продолжая работать над начатой картиной и ни разу не изменив в своем творчестве русской исторической тематике.вернулся на родину весной 1864 года с твердым убеждением, что «можно дойти до всего в России и быть русским в живописи без всякого иностранного навевания». С усиленным жаром принялся он за изучение допетровской Руси.
Две исторические личности — Иван Грозный и царь Алексей Михайлович, — или, вернее, их эпоха, особенно занимают художника. Сестра его рассказывает, что в Москве
часто с утра уходил в Кремль и подолгу бродил там среди старинных церквей, теремов и переходов, изучал древности в Оружейной палате. Много рисовал с натуры. Кроме того, он обладал чудесным даром — по памяти, с изумительной точностью воспроизводить то, что он видел во время этих долгих прогулок. Все это пригодилось ему в дальнейшем, в работе над бытовой исторической картиной.Большим событием в жизни
было избрание его в январе 1865 года в члены Археологического общества за картины из русской истории.В 1865 году он работает над картиной «Царь Алексей Михайлович, играющий в шахматыСцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы). 1865Холст, масло, 26,5 x 33Государственный Русский музей», кроме того, подготовляет картон к большой картине «Вербное воскресенье во времена Алексея МихайловичаВербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. 1865Холст, масло, 60 x 122Государственный Русский музей». Особое значение, судя по переписке, придавал последней картине, которую и он и его друзья-академики считали особенно важной.
В одном из писем этого времени
делает интересное признание, свидетельствующее об основных устремлениях художника. Он пишет: «Характерность и изучение русской старины — два качества, за которыми я больше всего гоняюсь».В этом признании мы видим некоторый отход Шварца от его прежних позиций. Передать характерность исторического типажа и показать знание археологической стороны дела (именно так, судя по письму, понимает Вербное воскресеньеВербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. 1865Холст, масло, 60 x 122Государственный Русский музей». Однако академическому начальству пришлась по вкусу эта картина, и по единодушному решению Совета Академии, даже без голосования, было присвоено за нее звание академика.
«знание русской старины») — вот и все, чем теперь исчерпываются задачи художника. Но где же та идейная глубина, «потрясательная сила» образов, которой так восхищался в его ранних вещах Стасов? — Ее нет в картине «В последний период недолгой жизни Шварца все большее место в его творчестве занимают картины из эпохи царя Алексея Михайловича. За три года (1865—1868) им были наш картины: «Русский посол при дворе римского императораРусский посол при дворе римского императора. 1866Дерево, масло, 21,6 x 15,6Государственная Третьяковская галерея», «Иностранные послы в посольской избе XVII века», «Патриарх Никон в Новом ИерусалимеПатриарх Никон в Новом Иерусалиме. 1867Дерево, масло, 21,7 x 16Государственная Третьяковская галерея» и, наконец, «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее МихайловичеВешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче. 1868Холст, масло, 57 x 79Государственная Третьяковская галерея». Все эти картины отличаются небольшим форматом, миниатюрной тщательностью живописи и светлым колоритом.
В эти годы все чаще в творчестве
возникает тема противопоставления России и Запада. Эта тема волновала тогда всю русскую интеллигенцию: разочарование в западной цивилизации и вера в «особые» исторические судьбы России делали ее актуальной для той эпохи.Особенно яркое воплощение нашла эта тема в картине «Иностранные послы в посольской избе XVII века». Картина построена на контрастном сопоставлении надменных и развязных иностранцев и степенных, недоверчивых «московитов». Выразительность этого контраста объясняется умением дать острую характеристику типов. Особенно удались
иностранцы. Чувствуется, что перед нами прожженные дельцы, опытные и хищные дипломаты, излишне уверенные из-за своего высокомерия в успех и не замечающие хитрости и ума своих противников. Стасов писал об этой картине: «Картина необыкновенно метко передает тогдашние политические отношения обеих сторон... По верности и глубине психологии, по силе правдивейшей историчности эта картина — одно из высших созданий всей русской школы».В конце 1866 года
был назначен от Академии художественным комиссаром Русского отдела на Всемирной парижской выставке 1867 года. Кропотливая работа по отбору, транспортировке и экспозиции картин отняла у него целый год. Надо сказать, что благодаря стараниям на этой выставке впервые были широко представлены мастера нового реалистического искусства во главе с .