В.И. Суриков. Путеводитель по выставке. 1937. Автор: С. Дружинин
Тяжело упала голова на грудь, бессильно опустились руки кряжистого стрельца, которого солдаты поволокли к виселице; брошен на землю ненужный кафтан и колпак; чуть тлеет фитилек выпавшей из рук свечи; свеча потухла — жизнь оборвалась. С неменьшей силой написаны художником стрелецкая жена, из груди которой рвется вопль отчаяния, или сидящая на земле у телеги, «выплакавшая очи» старуха — великий по простоте и сдержанности образ материнской скорби. Рядом с ней, сжав ручонку в кулак, охваченная страхом, кричит маленькая девочка. Она не в силах понять происходящего вокруг, как бы смотря прямо на зрителя и призывая его к сочувствию и гневному протесту. Ее красный платочек выделяется среди темной толпы так же, как выделился среди слитного гула площади ее звонкий детский голосок.
Но не только путем передачи душевного состояния изображенных средствами выразительности человеческого лица и фигуры достигает
трагического впечатления. Все средства живописца подчиняет он и заставляет служить раскрытию своего идейного замысла. Источником настроения является и тяжелый темный колорит картины, оправданный самим выбором момента: раннее утро после дождливой осенней ночи, когда лишь посветлел восток, когда еще не рассеялся над площадью холодный лиловатый туман. В утренних сумерках среди темной толпы выделяются белые рубахи осужденных; мерцающие огоньки зажженных свечей бросают на них тревожные отсветы.В соответствии с основной мыслью художника, внутреннеобъединенная композиция как бы распадается на две неравных части — народ и власть; их соединяет лишь перекладина виселицы. Виселицы — психологический и композиционный узел картины; там
помещает и точку схода. К виселицам снова и снова возвращается взгляд зрителя: туда повели стрельца; туда направлены линии кремлевских стен, колея дороги; там сойдутся линии позорной черной доски; туда приведет линия лобного места и т. д., и т. д. Мастерство композиции обнаружил и в том, что, сближая планы, он сумел «наполнить» Красную площадь лишь несколькими десятками людей, создавая вместе с тем впечатление огромной толпы.Наконец, внутренней характеристике двух лагерей служит и линейный ритм: кривым и спутанным линиям смятенной старой Руси соответствует беспокойная кривизна очертаний «Василия блаженного»; сдержанности враждебного лагеря — холодность прямых линий кремлевских стен.
Так, глубоко правдиво и с горячей любовью показал
трагедию борьбы народных масс, в отчаянии пытавшихся повернуть вспять колесо истории.Созданию «СтрельцовУтро стрелецкой казни. 1881Холст, масло, 218 x 379Государственная Третьяковская галерея» предшествовала большая подготовительная работа; об этом свидетельствует ряд сохранившихся этюдов. К сожалению, не дошло ни одного эскиза.
В год окончания «СтрельцовУтро стрелецкой казни. 1881Холст, масло, 218 x 379Государственная Третьяковская галерея» сделал и первый эскиз «Боярыни МорозоваБоярыня Морозова. 1887Холст, масло, 304 x 587,5Государственная Третьяковская галерея», но тотчас же приступить к созданию второй грандиозной эпопеи он, очевидно, не смог. Работа была временно отложена для осуществления нового художественного замысла — «МеншиковаМеншиков в Березове. 1883Холст, масло, 169 x 204Государственная Третьяковская галерея».
«Меншиков в БерезовеМеншиков в Березове. 1883Холст, масло, 169 x 204Государственная Третьяковская галерея», 1883 год.
Александр Данилович Меншиков, «светлейший князь Ижорский», был сыном придворного конюха и в детстве продавал на улицах пироги. Полюбившись Петру I, он скоро был «вознесен до верха воем завидного могущества», заняв «первое место среди московитян по привязанности к нему паря» (Дневник Корба). После смерти Петра он способствовал восшествию на престол расположенной к нему Екатерины I, при которой был фактическим правителем. Однако, родовитая знать добилась ограничения его власти учреждением Верховного тайного совета и выдвинула кандидатом на престол Петра П. Меншиков, желая упрочить свое высокое положение, добился обручения своей старшей дочери Марии с малолетним Петром II. Но аристократическая группа восстанавливает юного царя против будущего тестя. 8 сентября 1727 года помолвка была расторгнута, Меншиков был арестован, лишен всех своих званий и имущества и сослан со всей семьей — двумя дочерьми и сыном — в Сибирь, в город Березов, где и умер в 1729 году. Там же и в том же году умерла восемнадцатилетняя дочь его Мария.
В картине не показано никакого значительного события, нет внешнего драматического действия. Внутренняя психологическая драма изображенных, передача их душевного состояния — вот основная задача художника.
Вся семья, объединенная общим несчастьем, стеснилась вокруг стола. Но каждый погружен в свою собственную думу. Тяжелая, упорная борьба противоречивых чувств написана на суровом и мрачном лице низложенного временщика. Неугасшая жажда власти, оскорбленное честолюбие заставляют гневно нахмуриться брови, плотно сжаться губы, расшириться ноздри его орлиного носа. Но сознание бессилия медленно разжимает напряженные пальцы его властной руки.
Зябко кутаясь в темную шубку, прижалась к нему сидящая на низкой скамеечке его старшая дочь Мария. Неподвижный, невидящий взгляд ее темных широко раскрытых глаз на бледном больном лице говорит о том, что мысли ее далеко. Глубоко задумался сын Меншикова, бессознательно отколупливая застывший на подсвечнике воск. Младшая дочь читает книгу. Ее юное розовое лицо, с льняными волосами, ее нарядная красочная одежда — единственный светлый кусок картины — еще сильнее подчеркивают бедность, неприглядность и мрак окружающей обстановки.
Сумрачный колорит картины, пробивающийся сквозь обледенелое слюдяное оконце, скудный, мертвящий лица свет, холодность которого подчеркнута теплым красно-желтым огоньком лампадки, глубокая темная тень, нависшая над семьей, общая «теснота» композиции, низкий, как бы давящий на огромную фигуру Меньшикова потолок избы,— еще более усиливают впечатление угнетенности и безысходности.
По глубине и тонкости психологической характеристики изображенных и своим колористическим достоинствам «Меншиков» является одной из лучших картин всей русской живописи. Получив от П.М. Третьякова деньги за проданного «Меншикова»,
осенью 1883 года уехал с семьей за границу. Посетив Берлин я Дрезден, ои проводит зиму в Париже, весной переезжает в Италию, а летом 1884 года через Вену возвращается в Москву. Свои итальянские впечатления изложил в письме к своему учителю . Восторженно преклоняясь перед произведениями Тициана, Веронеза, Веласкеза, Микель-Анджело и особенно восхищаясь простотой и мощью живописи Тинторетто, вместе с тем подходил к ним не как робкий ученик, а как мастер, проверяющий свои художественные воззрения и углубляющий свой живописный опыт. Поэтому изучение великих колористов не привело к подражанию, ио научило его острее видеть и увереннее переносить на холст пластическое своеобразие и цветовое богатство окружающей действительности.Из заграничной поездки
привез несколько изумительных по тонкости и прелести колорита акварелей.Результатом итальянских впечатлений было появившееся в 1885 году на передвижной выставке полотно «Сцена из римского карнавалаСцена из римского карнавала. 1884Холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея», интересный в колористическом отношении, большой этюд итальянки в розовом домино на темном фоне (и связанные с ним этюды).
Оплодотворенный изучением великих колористов, полный творческих сил, Боярыни МорозоваБоярыня Морозова. 1887Холст, масло, 304 x 587,5Государственная Третьяковская галерея».
, вернувшись в Москву, почувствовал себя готовым для создания своего лучшего произведения «