В.И. Суриков. Путеводитель по выставке. 1937. Автор: С. Дружинин
«Боярыня МорозоваБоярыня Морозова. 1887Холст, масло, 304 x 587,5Государственная Третьяковская галерея», 1887 год.
Картина изображает событие из истории раскола. Внешним поводом раскола были верховные реформы, начатые патриархом Никоном в 1655 году: исправление богослужебных книг и изменения обрядности — замена древнего двуперстного крестного знамени троеперстным и т. н. С самого же начала борьба против религиозных новшеств связалась с националистической реакцией против сближения с Западом, так как последнее несло с собой «новшества» экономические и политические, существенно затрагивавшие интересы различных общественных групп (торгового купечества, части боярства и других). Однако, вскоре раскол стал широким демократическим движением народных масс — тяглого народа, мелкого городского люда и крестьянства, готового поддержать любую борьбу против правительства, усиливающего закрепощение и гнет, и вылился в формы протеста против «новой веры», внедряемой тем же ненавистным правительством. «Двуперстие» — как символ старой веры — стало (так не раз бывало и в будущем) знаменем борьбы различных оппозиционных московскому государству групп (стрельцы, казачество). Среди главарей раскола мы находим и представителей старого реакционного боярства, видевших в расколе силу, способную бороться с дворянским государством. Московское правительство, видя какую опасность представляет собой. раскольничье движение, начало жестоко преследовать его главарей. Одной из таких жертв стала боярыня Федосья Прокопьевна Морозова. Рано овдовев, Морозова подпала под влияние знаменитого протопопа Аввакума и стала одной из самых ревностных поборниц «древнего благочестия». Она вела суровую аскетическую жизнь, раздала свои огромные богатства нищим, а затем приняла монашество. После проклятия старой веры Морозова была арестована, подвергнута пыткам н затем заточена в Боровскую темницу, где ж умерла от голода в 1672 году. Протопоп Аввакум в одном из писем к Морозовой дал ей следующую характеристику: «Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, как лев...»
В голубой дымке зимнего утра но рыхлому, влажному снегу везут закованную в цепи раскольницу боярыню Морозову на допрос и на пытку в Кремль. Дровни о трудом прибиваются сквозь густую толпу, заполнившую узкую уличку, с низкими домиками, с золотыми и синими куполами церквушек. Высоко вскинула Морозова окованную тяжелой цепью руку с тонкими пальцами, сложенными в двуперстие. Со страстным призывом твердо стоять за правое дело обращается она к народу. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном, мертвенно-бледном лице. Без страха готова она идти на муки и смерть.
Исключительный по силе образ Морозовой господствует, но не затмевает собой народную толпу. Более того, он неразрывно с нею связан: он объединяет ее собой, И вместе с тем сам благодаря ей приобретает особую силу и значение. Морозова — источник, пробуждающий в толпе гамму различных чувств и вместе с тем тот фокус, в котором собираются эти различные чувства. Снова показывая историческое событие как народную трагедию,
гениально разрешил здесь труднейшую задачу — сочетание «героя и толпы». Это единство достигается, между прочим, как бы повторением лица Морозовой в толпе. Стоит всмотреться, особенно в женские лица, чтобы отметить их «родственность» лицу Морозовой. Этой родственностью внешнего облика достигается и единство самой толпы.Толпа едина, но ни одно лицо не растворяется в ней, — художник достигает здесь гармонии массы и отдельной человеческой личности: каждый по-своему воспринимает событие; каждое лицо — новый голос в едином трагическом хоре. Толпа разделяется санями на две неравные части; я как бы для того, чтобы ярче сопоставить два враждующих лагеря,
подчеркивает слева злорадство и насмешку врагов, справа — любовь и тревогу друзей. Справа, в тяжелых веригах, босой и полуголый, сидящий прямо на снегу юродивый убого повторяет патетический жест Морозовой. Соболезнующим взглядом н движением руки провожает Морозову опустившаяся перед ней на колени нищенка. Крепко сжав руки, как бы стремясь не поддаться слабости, сохранить в себе силы, спешит за санями сестра Морозовой, княгиня Урусова. Почтительно склонилась перед величием Морозовой в поясном поклоне, как бы прощаясь с ней, молодая боярышня в синей шубке...Сочувствуя друзьям Морозовой и враждуя с ее врагами,
стремится донести до зрителя свое отношение к ним, пробудить в зрителе ответные чувства. Так, ие случайно, выделяя цветом (синяя шубка, золотистый платок), как бы возглавляет толпу приверженцев Морозовой молодой боярышней, привлекающей зрителя своей женственностью и красотой. Отвращение и ненависть должен вызвать возглавляющий врагов Морозовой, стоящий слева попик в темно-зеленой лисьей шубе, злорадно ощеривший свой беззубый рот.Поставив целью показать этот исторический эпизод, как народное событие, выводя народную массу на улицу,
тем самым выдвигал перед собой сложнейшие композиционные и колористические задачи. Но эти задачи он разрешил с изумительным мастерством. Плоское полотно превратилось под его кистью в живой кусок действительности. Толпа живет и движется; движутся, клином врезаясь в нее, убогие сани. Глубокие, оставленные полозьями, колен, волочащаяся по снегу содома, бегущий а санями мальчик — заставляют поверить в движение накренившихся влево саней. Этому способствует и нарастание движения в фигурах вт правого края к центру: сидящий на снегу юродивый, вставшая на колени и тянущаяся к Морозовой нищенка, идущая рядом с санями Урусова. Наконец, динамичность всей сцены достигается неуравновешенностью композиции и целой системой диагоналей, пересекающихся в идейном а композиционном узле картины — поднятой руке Морозовой.Так же изумительно колористическое решение картины. Увлеченный красочностью древнерусской толпы,
дает исключительные по звучности цветовые пятна (голубое, желтое, малиновое, черное и пр.). Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины, не сводят ее к декоративному полотну; они подчинены общей гармонии, они смягчены и объеденены мягким рассеянным светом, голубоватой дымкой влажного воздуха. Вместе с (тем, увлечение, действием света и воздуха могло повести, как это было у импрессионистов, к растворению в них формы и материальности предметов, к стиранию психологической выразительности изображенных, но этого не случилось. подчиняет цвет, как и все живописные средства, идейному содержанию произведения. Цветом выделен и психологический центр картины — фигура Морозовой: трагически звучит черное пятно ее одежды на фоне белого снега и красочной толпы.В «МорозовойБоярыня Морозова. 1887Холст, масло, 304 x 587,5Государственная Третьяковская галерея», как и в «СтрельцахУтро стрелецкой казни. 1881Холст, масло, 218 x 379Государственная Третьяковская галерея», гениально отразил былую трагедию народных масс. В «МорозовойБоярыня Морозова. 1887Холст, масло, 304 x 587,5Государственная Третьяковская галерея» и «СтрельцахУтро стрелецкой казни. 1881Холст, масло, 218 x 379Государственная Третьяковская галерея» вместе со своими героями страстно протестовал против гнета деспотизма и казенной церкви. Но так же, как и его герои, не понимал исторически-прогрессивных путей развития, а судорожно цеплялся за прошлое, наивно идеализировал старую патриархальную «деревянную» Русь. Так же, как у его героев, бессилие осознать действительность и найти пути к ее изменению рождало у глубоко чуждое нам смирение перед судьбой и преклонение перед страданием, реакционное возвеличение религиозного чувства. Необычайно ценный материал представляют собой подготовительные эскизы и этюды к «Боярыне Морозовой». Раскрывая путь создания этого замечательного произведения, большинство из них вместе с тем обладает высокой самодовлеющей ценностью. Историю композиции «Морозовой» можно проследить по акварельным и карандашным эскизам. В иных лишь намечается немногими грубыми штрихами, с переделками и поправками, как бы «для себя», самый костяк композиции. В других художник уже намечает основные цветовые пятна будущей картины. И, наконец, перед нами эскизы с вполне «найденной» композицией, разграфленные на квадратики для перенесения на холст. Особый интерес представляет собой карандашный эскиз композиции: большинство изображенных в современных художнику костюмах, — это проверка задуманной композиции на натуре.
Многочисленные масляные этюды говорят о том, как упорно искал художник тот или другой образ, в жизни стремясь найти людей, социально и психологически близких его историческим персонажам. Большинство этюдов
обладает следующей особенностью: это не пассивная зарисовка натуры, а в значительной степени уже художественный образ, написанный на основе наблюдения натуры и мыслимый художником как кусок будущей картины.Решая картину как сцену на открытом воздухе,
стремился и этюды делать в тех же условиях. Так, например, юродивого он писал с одного хитрованца, заставляя его сидеть на снегу, предварительно натерев ему ноги спиртом. говорил: «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял».Особенно долго искал
саму Морозову и, наконец, нашел ее в лице уральской старо» обрядческой начетчицы. «Как вставил ее в картину — «она всех, победила», — рассказывал . Этюд головы боярыня Морозовой является подлинным шедевром суриковской кисти.