В.И. Суриков. Путеводитель по выставке. 1937. Автор: С. Дружинин
Вскоре после окончания «МорозовойБоярыня Морозова. 1887Холст, масло, 304 x 587,5Государственная Третьяковская галерея» написан «Портрет О.В.Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детствеПортрет О.В.Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве. 1888Холст, масло», 1888 год.
Любовно написанная девочка, с куклой в руках, в красном платьице на фоне белой печи является одним из лучших детских портретов в русской живописи.
В 1888 году
пережил тяжелую личную драму — смерть жены. Горе было столь сильно, что в безумном порыве, как бы стремясь уничтожить все напоминавшее о невозвратном прошлом, сжег обстановку своей московской квартиры, книги, ряд этюдов и, взяв детей, бежал на родину, в Красноярск.В отчаянии художник искал утешения в религии. Тогда он написал «лично для себя», как говорил впоследствии, «Исцеление слепорожденного Иисусом ХристомИсцеление слепорожденного Иисусом Христом. 1888Холст, масло, 162 х 107Московская православная духовная академия», 1888 год. Но помутнение сознания художника не было продолжительным. Вскоре родная обстановка Сибири вернула ему душевное равновесие. «И тогда, — рассказывал художник, — от драм к большой жизнерадостности перешел... Написал я тогда бытовую картину «Городок берутВзятие снежного городка. 1891Холст, масло, 156 x 282Государственный Русский музей».
«Взятие снежного городкаВзятие снежного городка. 1891Холст, масло, 156 x 282Государственный Русский музей», 1891 год.
Происхождение «городков» не вполне выяснено. Возможно, что это отзвук петровских потешных крепостей, донесшийся в Сибирь и осевший здесь в виде казачьей боевой потехи. Можно предположить, что происхождение «городков» еще более древнее, так как «взятие городка» было связано (или связалось позже) с дошедшим от языческих времен обычаем— проводами масленицы. Есть сведения, что «городки» бывали и в Европейской России, но этот обычай сохранился и дожил почти до наших дней лишь в Сибири.
не раз был свидетелем взятия славившегося «Торгошинского городка».В течение масленицы на льду Енисея строился снежный город. Он состоял обычно из двух снежных ворот (или снежной стены); верхняя перекладина украшалась фигурами из снега и льда. В так называемое «крашеное воскресение» часам к трем дня съезжались к «городку» зрители и участники. По обе стороны ворот становились «защитники» городка; криками, хворостинами и трещотками они отпугивали коней «нападающих». Целью игры было прорваться сквозь толпу и, влетая в ворота, разрушить перекладину. После этого «городок» доламывали и переходили к угощению. «Забава» эта, со слов очевидца А. Новикова, была отнюдь не шуточной: «Долго никто не может надломить снежных ворот. Наконец, одному всаднику удается разрушить их и взять город. Добившись этого, всадник-победитель мчится прочь от толпы; его догоняют даже и те, кто и сам участвовал во взятии городка, но не мог сломать свод. Догнав «счастливца», погоня с криком сталкивает его с коня, «моет» в снегу, наполняет комьями снега его шаровары, рубашку и прочее. Все это происходит до тех пор, пока победитель не потеряет сознания. Затем его везут в деревню, приводят в чувство и поят вином. Бывают нередко при расправе с победителями и несчастные случаи...»
На картине показан тот момент, когда один из нападающих, прорвавшись сквозь толпу, берет городок, ломая конем снежную стену. За ним под градом хворостин спешат на конях его сотоварищи. Справа и слева — пришедшие дружной толпой и приехавшие на санях, полные оживления зрители.
Эта лишенная глубокого содержания бытовая сценка, незначительная наряду с грандиозными трагическими полотнами
, несомненно удалась художнику. Она полна движения, задора и веселья. Этому служит и многоцветность светлых и ярких красочных тонов. Удались художнику и ие раз прочувствованный сибирский пейзаж с рыхлым рассыпчатым снегом в белом рассеянном свете зимнего дня и так хорошо знакомые лица сибирской толпы.Из подготовительных этюдов к «Городку» особенно хороша «Голова смеющейся девушкиГолова смеющейся девушки. Этюд. 1890—1891Холст, маслоГосударственная Третьяковская галерея».
«Взятие снежного городкаВзятие снежного городка. 1891Холст, масло, 156 x 282Государственный Русский музей», появившееся на рубеже восьмидесятых и девяностых годов, как бы разделяет собой творчество этих десятилетий.
Творчество СтрельцамиУтро стрелецкой казни. 1881Холст, масло, 218 x 379Государственная Третьяковская галерея» и «МорозовойБоярыня Морозова. 1887Холст, масло, 304 x 587,5Государственная Третьяковская галерея», и девяностых — «ЕрмакомПокорение Сибири Ермаком. 1895Холст, масло, 285 x 599Государственный Русский музей» и «СуворовымПереход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899Холст, масло, 495 x 373Государственный Русский музей». Изменяются темы произведений: вместо народа, поднимающегося против власти, — народные массы, выполняющие волю власти, служащие ее интересам; вместо трагедии поражения народного движения в «СтрельцахУтро стрелецкой казни. 1881Холст, масло, 218 x 379Государственная Третьяковская галерея» и «МорозовойБоярыня Морозова. 1887Холст, масло, 304 x 587,5Государственная Третьяковская галерея» —героика победы и подвигов в указанных работах девяностых годов. Чем вызвано это изменение? Нам представляется возможным следующее объяснение.
в восьмидесятых годах определяется «горячо любил русский народ, крепко верил в его силы и доблесть, страстно желал видеть его побеждающим и счастливым. Это толкнуло искать тем, которые дали бы ему возможность показать героику победы русского народа. Но народные движения прошлого, полные героической борьбы, лишь на короткий миг добиваясь победы, неизменно заканчивались поражением. Обращаясь к ним, показывая героику борьбы, неизбежно вместе с тем приходил к теме поражения, к теме трагической гибели.
искал путей для разрешения этой трагедии.
Мы знаем, что лишь пролетариат мог разрешить эту вековую трагедию русского народа. Возглавив революционное движение масс во имя подлинно революционных и единственно прогрессивных целей, поведя за собой массы революционного крестьянства, пролетариат Великой пролетарской революцией разрешал: эту трагедию, уничтожив рождавшие ее оснввк.
Но
не видел и не понимал великой исторической роли пролетариата.В результате,
стал искать тему победы там, где он только и мог ее найти, — в столкновении с внешним врагом.Это привело ЕрмакуПокорение Сибири Ермаком. 1895Холст, масло, 285 x 599Государственный Русский музей».
к «Повышенное национальное чувство, которое помогало
так глубоко проникнуть в русское прошлое и так любовно в правдиво показать вое своеобразие русского быта в полотнах восьмидесятых годов, соединяется в произведениях девяностых годов с чуждыми нам националистическими тенденциями.