В.И. Суриков. Путеводитель по выставке. 1937. Автор: С. Дружинин
«Покорение Сибири ЕрмакомПокорение Сибири Ермаком. 1895Холст, масло, 285 x 599Государственный Русский музей», 1895 год.
Настоящее имя и происхождение Ермака неизвестны. Возможно, что он был из посадских или крестьян средней Волги, откуда бежал на Дон. Став одним из атаманов донской казачьей вольницы, Ермак много лет «полевал» — разбойничал — в низовьях Волги и Каспия, грабя купеческие караваны и «государеву казну». Спасаясь от преследования властей, Ермак со своей шайкой бросился на Каму и добрался до пермских вотчин крупных промышленников, купцов Строгановых. С 1578 года Ермак служил Строгановым, охраняя их владения, а в 1581 году Строгановы, по экономическим и политическим соображениям, решили поддержать предложенный Ермаком поход в Сибирь. Ермак двинулся в путь на стругах, с отрядом не более восьмиста сорока человек, хорошо снабженным огнестрельным оружием И съестными припасами. Заливая свой путь кровью остяков, вогулов и сибирских татар, 26 октября 1581 года Ермак занял столицу сибирского царя — хана Кучума. После ряда других побед Ермак «бил челом» московскому царю Ивану Грозному, прося его принять «сибирскую землицу» под свою «высокую руку». Посланник Ермака Иван Кольцо был «обласкан» царем, а Ермак получил прощение за свои прошлые грехи и был одарен богатыми подарками. По преданию, Ермак погиб (в 1584 или 1585 году), когда он, возвращаясь из военной разведки, заночевал на одном из островов Иртыша. Внезапно разбуженный напавшим под прикрытием ночи Кучумом, Ермак прыгнул с (берега в лодку, оступился, упал в воду и поплыл; но тяжелый панпырь, «царский подарок», увлек его на дно.
Память об Ермаке сохранилась в народных песнях и преданиях. Царское правительство, стремясь использовать образ Ермака в своих целях, всячески поддерживало его идеализацию, подчеркивая его патриотизм, преданность дарю и т. п. Но образ Ермака привлекал народное воображение и любовь, главным образом, очевидно, потому, что, восхищаясь его силой и удалью, народ видел в нем героя, вышедшего из своих рядов, умного и отважного вождя, способного вести за собой массы к победе. Не случайно народные песни назвали Ермака Ермаком Тимофеевичем, дав ему отчество своего любимого революционного героя Степана Разина.
Тема покорения Сибири давала
возможность показать трагедию народов Сибири, страстно отстаивавших свою независимость, но бессильных противостоять «огню и мечу» их европейских соседей. Но взял эту тему для того, чтобы показать героизм, удаль и отвагу русских. Ради этого наделяет Ермака героическим жестом, кажущимся нарочитым при общей простоте его облика. Поэтому и вся композиция построена на противопоставлении: горсть отважных, уверенных в победе героев, сплотившихся вокруг струга Ермака, и отделенные мутной полосой реки и пеленой ружейного дыма, смятенные, обреченные иа поражение полчища Кучума. Струг Ермака как бы готов врезаться и раздавить это месиво человеческих тел. Все в картине служит показу геройства, силы и правоты русских, и, напротив, ничто в ней не говорит о правоте «сибиряков»; последние охвачены лишь звериным инстинктом самосохранения, — среди них нет ни одного лица, которое привлекало бы своим героизмом или вызывало бы сочувствие.В этом внутренняя порочность произведения.
Но вместе с тем «Покорение Сибири» облагает несомненными живописными достоинствами.
Прекрасно передан суровый сибирский пейзаж — темный осенний день, мутные желтые воды реки, глинистый берег и серое небо, на фоне которого четко выделяются силуэты всадников. Интересен тяжелый, сумрачный, суровый колорит картины.
как бы «сплавил» вместе все красочные пятна этого огромного полотна в единый тон, кажущийся то коричневатым, то свинцовым. И вместе с тем ке уничтожил отдельные цветные пятна; объедн-лив их, он позволил им «проступать» или «мерцать» на общем фоне. Так выделяется приглушенное, как бы кровавое пятно кафтана казака, лежащего в лодке, холодный блеск ружейных, стволов, облачка дыма, розовые вспышки выстрелов.Великолепное знание казачества помогло
создать целый ряд убедительных образов. «Исторические персонажи» и здесь даны «живыми людьми». Но здесь нет богатства различных характеров и той глубины; в передаче различных душевных движений, которые мы видели, например, в «Стрельцах». Здесь, по существу, показаны оттенки одного характера и одного внутреннего состояния (суровость, решительность, убежденность в победе).Любопытно, что лица «кучумовцев» как-то не запоминаются. Возможно, что
было трудно показать различные характеры и передать оттенки душевных движений на малознакомых и малопонятных ему липах «инородцев», несмотря на пристальное изучение их, о котором говорят этюды.Об огромной работе художника по преодолению композиционных и колористических трудностей, которые стояли перед ним при создании этой колоссальной многофигурной композиции свидетельствуют многочисленные эскизы к картинам как масляные, так и акварельные.
Следующим большим полотном Переход Суворова через АльпыПереход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899Холст, масло, 495 x 373Государственный Русский музей».
был ««Переход Суворова через АльпыПереход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899Холст, масло, 495 x 373Государственный Русский музей» 1899 год.
Александр Васильевич Суворов (1730—1800 годы) прославлен как самый замечательный русский полководец. В конце своей жизни, в 1799 году, Суворов, уединившийся в своем имении, был вызван Павлом I и назначен главнокомандующим соединенных русских и австрийских войск, направленных в Италию для борьбы, с войсками революционной Франции. В пять месяцев разбив и изгнав французов из север-мой Италии, в сентябре 1799 года Суворов направился в Швейцарию для соединения с корпусом Римского-Корсакова. Перейдя Сен-Гогардг Суворов 27—28 сентября перешел по охотничьей тропе через снеговой хребет Рошток с тем, чтобы идти к Швицу, но узнав, что Римский-Корсаков разбит, перевалил через снеговой хребет в долину Рейна и 1 октября прибыл в Фельдкирх. Этот «швейцарский поход» Суворова был необычайно труден. Во время перехода через Альпы Суворов потерял треть армии, все орудия и почти всех лошадей.
Ни разу не побежденный, Суворов, благодаря своему исключительному таланту полководца, умелому обращению с солдатами и готовности делить с ними все трудности похода, пользовался большим доверием и любовью армии. «Демократичность» Суворова сильно преувеличивалась и усиленно популяризировалась.
поддался обаянию этого, в значительной мере вымышленного, образа «отца-командира».С горного уступа, покрытого льдом и снегом, со страшной высоты скатываются вниз солдаты суворовской армии. Сам Суворов, сидящий на лошади у края обрыва, ободряет проходящих мимо него солдат.