В.К. Бялыницкий-Бируля. Каталог выставки. 1947. Автор: Г.В. Жидков
В 1908 году
получил звание академика живописи (диплом за № 3361).Произведения художника входят 8 состав коллекции основных музеев страны. Так, совет Третьяковской галлереи, в который входили Серов и Остроухов, приобретает для Галереи еще одну работу мастера — «В конце зимыВ конце зимы. 1911Холст, масло, 78,8 х 107Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи» (1907 года); «Весенний день» покупается музеем Академии художеств; «Умолкшие поля» — Русским музеем.
За успехами на родине следует и международное признание художника. Картина «Час тишиныЧас тишины. Озеро Удомля. 1911Холст, масло., 94 x 131Национальный художественный музей Республики Беларусь», показанная на Мюнхенской выставке в Глас Паласе, приносит в 1911 году золотую медаль. В том же 1911 году была получена еще одна награда — вторая золотая медаль за картину «Перед весной» на выставке в Барселоне. пригласили участвовать на выставках Мюнхенского Сецессиона. В связи со своими заграничными выступлениями он совершает в эти годы несколько поездок во Францию, Германию, Бельгию, Данию и Норвегию.
В 1912 году художнику удается приобрести участок земли на берегу озера Удомля (недалеко от станции Бологое), того самого, впечатлениями от которого навеян пейзаж в картине Над вечным покоемНад вечным покоем. 1894Холст, масло., 150 x 206Государственная Третьяковская галерея». Был построен дом, разбит сад. Усадьба получила особое название — «Чайка». Творчество мастера в последующие годы многим обязано «Чайке»: озеро, его берега, окрестности дали нескончаемое количество мотивов для картин. В «Чайку» приезжают друзья: А.С. Степанов, А.В. Моравов, и некоторые другие художники. Занятия живописью в «Чайке» чередовались с охотой. Как и многим замечательнейшим русским писателям, бывшим страстными охотниками (достаточно назвать хотя бы И.С. Тургенева, С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, А.К. Толстого), охота помогала как-то еще глубже войти в мир природы, интимней соприкоснуться с ней, увидеть и услышать в ней то, что открывается лишь зоркому глазу и чуткому уху охотника.
«В советское искусство
вошел совершенно сложившимся, большим мастером, пользующимся широкой известностью.Он принадлежит к числу тех художников, творческая деятельность которых явилась звеном, непосредственно связавшим молодую советскую художественную культуру с традициями великого русского реалистического искусства XIX века.
Было бы, однако, грубой ошибкой думать, что роль
в развитии советской живописи ограничивается тем, что он выступал живым носителем славных художественных традиций. Напротив, вошел в ряды активнейших участников строительства искусства, страны победившего социализма.Всегда сохраняя свое творческое лицо, художник не остановился на достигнутом. Советская действительность, к велениям и запросам которой он внимательно прислушивался, определила пути дальнейшего развития его искусства.
Знаменательно, что уже вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции появляется картина
«Бой у Никитских ворот».В уже цитировавшихся неопубликованных воспоминаниях, относящихся к началу 1945 года, художник, говорит: «В советские годы работаю чрезвычайно много... и совершил большое количество поездок по Советскому Союзу. Лицо нашей страны по-настоящему увидел я именно в послеоктябрьские дни. Целый ряд работ исполнил в Горках, где жил и умер В.И. Ленин. Материал для произведений на темы реконструкции сельского хозяйства дали мне совхоз «Гигант», коммуна «Сеятель», Кореневская опытная селекционная станция. Три раза ездил за Полярный круг, где для выставки «Индустрия социализма» сделал ряд произведений. Хибины, г. Кировск, Кировский апатитовый рудник, обогатительная фабрика, природа Хибин, озеро Вудъявр, Баренцово море, устье реки Териберки, рыбачьи становища — все это увлекало меня и находило отражение в моих работах. Я видел, как героический Эпрон полярной ночью со дна Белого моря поднял ледокол «Садко». К пушкинским дням 1937 года написал ряд этюдов и картин в Михайловском и Тригорском. Ездил на родину И. В. Сталина в Гори. Результатом поездки явился целый цикл произведений, показанных на выставке 1939 года в Государственной Третьяковской галерее «Сталин и люди Советской страны в изобразительном искусстве». Особенно хочется вспомнить, что я работал для всех выставок, устраивавшихся в связи с юбилейными датами Красной Армии».
Действительно, для творчества
в советские годы глубоко характерно прежде всего стремление связать и работу в области пейзажа с утверждением большой, общественно-значительной темы в качестве основы для создания новых художественных ценностей. Не случайно поэтому он оказался в числе тех тринадцати мастеров, которые положили начало АХРР (Ассоциации художников революционной России), организации, сыгравшей, как известно, немалую роль в развитии советского изобразительного искусства и боровшейся за разработку тем, затрагивающих существенные, характерные стороны новой строящейся жизни, тем, близких, интересных и нужных участникам этого строительства. Эмоциональность, живое чувство советского человека делали глубоко органическим это обращение к новым темам.В 1936 году в Москве состоялась обширная персональная выставка картин мастера, осветившая пройденный им художественный путь. На выставке небольшим количеством экспонатов был показан дореволюционный период работы
; в основном же она подводила итоги трудам художника в советское время. Здесь было несколько очень интересных холстов 1924 года, посвященных Горкам, с которыми связан был последний период жизни В.И. Ленина; работы 1931 года, навеянные посещением совхоза «Гигант» и Кореневского селекционняш института; много произведений, проникновенно показывающих природу нашего Севера, и то новое, что появилось там в результате героического труда советского человека за Полярным кругом; серия пейзажей 1924—1935 годов, в которых художник снова и снова обращался к образам среднерусской природы. Правда на выставке многого не хватало, в частности вовсе не был представлен цикл яснополянских пейзажей 1926 года.В 1957 году
было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В последующие годы он продолжал неустанно трудиться. Уже упомянуты созданные им в это время сюита пейзажей пушкинских мест и цикл произведений, запечатлевших облик родины И.В. Сталина. Немало было написано новых северных пейзажей (1938 год).На 1940 год падает исполнение тончайших произведений: «Вечер юного мая», «Час тишиныЧас тишины. Озеро Удомля. 1911Холст, масло., 94 x 131Национальный художественный музей Республики Беларусь» и превосходного этюда «Зацвела калужница», которые вместе с относящейся еще к 1930 году картиной «Лед прошел» и некоторыми другими вошли в коллекцию Гос. Третьяковской галереи.
Нужно заметить, что в советское время произведения Бялыницкого-Бируля были приобретены также для музея В.И. Ленина, музея Л.Н. Толстого, музея П.И. Чайковского, многих художественных музеев союзных республик и периферии РСФСР.