В.К. Бялыницкий-Бируля. Каталог выставки. 1947. Автор: Г.В. Жидков
Но вот наступили грозные годы Великой Отечественной войны. Больше чем когда бы то ни было художник-патриот не мог остаться в стороне от той жизни, которою жил тогда советский народ. И в самом деле, уже на первой большой художественной выставке военного времени, открывшейся в Москве летом1942 года, — «Московские художники в дни Великой Отечественной войны»,— Бялыницкии-Бируля показал запомнившуюся полную драматизма картину «По следам фашистских варваров». В течение 1942—1944 годов в Третьяковской галерее прошли выставки «Великая Отечественная война», «Героический фронт и тыл», произведений художников Белорусской ССР. На всех этих выставках Бялыницкий-Бируля принимал участие. Кроме того, в Третьяковской же галлерее в 1943 году открылась выставка, получившая большую известность как «Выставка семи старейших художников». Здесь работам Бялыницкого-Бируля был предоставлен специальный зал, прячем экспонировались в основном картины и этюды, созданные в дни войны.
Советские люди с горечью и болью узнавали об актах вандализма, совершавшихся фашистскими захватчиками в местах, особенно близких нашему сердцу, связанных с жизнью и деятельностью величайших сынов нашего народа: Пушкина, Толстого, Чайковского и др. В годы Великой Отечественной воины острее чем всегда почувствовали советские люди прелесть окружающей их с детства знакомой природы, с предельной какой-то ясностью услышали в, ней биение большого и трепетного сердца родины. Эти высокие чувства выразил, на эти запросы душевно и искренне ответил Бялыницкий-Бируля в своих произведениях, показанных на упоминавшихся сейчас выставках. Чтобы это стало ясным, достаточно назвать сюиту пейзажей, исполненных в усадьбе Чайковского В Клину в 1942 году, вскоре после освобождения города от оккупантов; достаточно вспомнить картину 1942—1943 годов «Задумчивые дни осени» — бесспорно один из самых лучших пейзажей, написанных когда-либо мастером (находится в постоянной экспозиции Гос. Третьяковской галереи).
К этим группам работ примыкают пейзажи, явившиеся результатом поездки осенью 1944 года в окрестности г. Архангельска. В них с большой поэтичностью запечатлены памятники старой деревянной архитектуры. Художник почувствовал в этих, так изумительно связанных с окружающей их природой сооружениях ту внутреннюю силу, ту богатырскую мощь, которая, и в древние времена присуща была русскому человеку.
В годы войны заслуги
перед искусством были не раз высоко оценены: в 1943 году Комитет по делам искусств при СНК СССР присудил ему диплом первой степени за работы, экспонированные на выставке «Великая Отечественная война», в том же году художник был награжден орденом Трудового Красного знамени, а несколько позднее удостоен почетного звания народного художника БССР.Война завершилась полным разгромом врага. Наша страна вступила в полосу мирного развития, начался нойый период ее исторической жизни. Новая глава началась и в истории советского искусства, продолжающего развиваться как искусство социалистического реализма. В художественной деятельности Бялыницкого-Бируля этот новый этап открывается циклом работ 1945 года, в которых он возвращается к теме Ленинских Горок. Дом в Горках, окружающий его парк, аллеи, по которым любил гулять В.И. Ленин, ласково и задушевно показаны в этих произведениях.
Большая серия пейзажей посвящена Белоруссии, где художник работал летом 1947 года. С волнующей лиричностью возникают на этих холстах образы такой скромной и в своей скромности столь привлекательной белорусской природы. Бялыницкий-Бируля разрабатывает в этой серии и мотивы новой, колхозной белорусской деревни и деревни старой, уходящей в прошлое. Впечатления, полученные во время пребывания в Белоруссии, подсказали замысел одной крупной композиции. В тех местах, где был враг, где сохранились даже следы его пребывания — сожженный танк, где еще недавно царила смерть, теперь все изменилось: враг повержен, изгнан из пределов страны, в которую он преступно вторгся, добит в своем собственном логове, и вот на широких полях Белоруссии «вновь зацвела весна» — смерть побеждена жизнью. Эта картина, которую сейчас заканчивает мастер, чрезвычайно типична для пути, пройденного им:
остался пейзажистом, лириком, поэтом весеннего пробуждения природы, и вместе с тем он ставит перед собой задачу — средствами своего искусства, не порывая с природой своей творческой индивидуальности, разработать тему громадного социально-исторического значения, взятую в философском плане.В настоящее время художник работает над несколькими большими холстами. У него явно определилось стремление к произведениям, построенным на основе широких обобщений. Так, недавно им закончен новый чрезвычайно красивый вариант композиции «Осенний румянец», дающий глубоко эмоциональный образ осени во всем ее печальном великолепии.
Особо нужно выделить работу над двумя очень большими по размеру картинами, как бы дополняющими одна другую: «Родина В.И. Ленина. Волга. Старый Венец. Ульяновск» и «Родина И.В. Сталина. Гори». Оба эти произведения крайне интересно задуманы, мастерски скомпанованы и должны будут вызывать в зрителе подлинно значительные, глубокие чувства. Если большинство типичных для
картин может быть уподоблено полным изящества лирическим стихотворениям, то в вещах, сейчас названных, он как бы становится на путь создания обширных поэм, в образном строе которых звучат уже и эпические ноты.«В речах иных ораторов бывает и красивый слог и хорошее построение выступления, а существо мысли, глубина ее остаются завуалированными. Точно так же и в живописи — сама техника, язык красок, увлекая художника, поглощают зачастую суть произведения, почерпнутую художником в жизни», — говорит
, в искусстве которого «язык красок» и «сама техника» никогда не поглощают «сути произведения». Из этого, однако, вовсе не следует делать вывода, что художник игнорирует вопросы колорита, пренебрежительно относится к профессионально-техническим задачам искусства (ясно, что в приведенных строках слово «техника» нужно понимать расширительно, разумея под ним всю вообще формально-техническую сторону живописи). Наоборот, картинам всегда присущ очень выразительный и в высокой степени индивидуальный колорит, построенный на очень деликатных, часто изысканных сочетаниях, прежде всего белесовато-серых и белесовато-голубых оттенков, в мягкую и легкую гамму которых вплетаются интенсивные звучания желтого, зеленого или киновари. Можно проследить определенную эволюцию живописно-пластических принципов мастера. В работах первого десятилетия XX века постепенно намечается тенденция подчеркивать линии очерков изображенных форм, делать ударение на их силуэтах. В этом могло сказаться воздействие того культа графической формы, который так типичен для живописи и книжной иллюстрации Петербурга этого времени. Но ни к каким логическим выводам тенденция эта не привела, и уже к советским годам «живописное» начало в творчестве проявляло себя в полной мере. Вместе с тем широкая живописность его работ не вела ни к декоративизму — они оставались всегда станковыми произведениями, ни к импрессионистическому «распылению» форм — пластическая определенность и ясность постоянно свойственны изображенному художником миру, в какой бы мере печать лирической взволнованности автора ни лежала на созданных им вещах.Стоит привести еще одно высказывание
, косвенным образом помогающее понять и почувствовать некоторые стороны его искусства, предопределяющие своеобразие этого искусства: «Мне думается, что живописцам нужно чаще слушать музыку — она многому может научить, многое можно почерпнуть в произведениях великого искусства музыки!» Вряд ли нужно сомневаться в том, что художник, сказавший это, действительно знает, что такое «музыкальность» в живописи!1947 год — знаменательный в биографии
. Этот год принес ему почетное звание народного художника РСФСР, в этом году он был утвержден действительным членом Академии художеств СССР. В 1947 году Витольду Каэтановичу исполнилось 75 лет. Это немалый возраст. Но кто из знающих художника не поражался его внутренней молодости! И во втором пятидесятилетии своей художественной деятельности Витольд Каэтанович полон творческих планов и не покладая рук работает над новыми произведениями.Г. В. Жидков. 1947 г.