В плену предвзятости. Искусствоведы о творчестве Марка Шагала. "Художник", 11.1990. 1989. Автор: А.Петров
«Наша культура — не только Спиноза, Фрейд, Эйнштейн, Менделэ, Перец, Шолом-Алейхем, Бялик, Израэлс и Пис-саро, это сегодня — и наши евреи из народа...».
«Как сверкают сегодня глаза героев на полях битв, в руинах восставших гетто, в Советском Союзе, и у первопроходцев Эрец-Исроэля!».
«И однако. Ни я... ни другие (есть такие) — это еще не еврейская живопись.
Почему, в самом деле, не сказать правду?.. Откуда ей, этой еврейской живописи, было взяться? Из статьи, которую обо мне вдруг напишет Эфрос, или из «академической пайки», выданной мне Левитаном? (Имеется в виду А. И. Левитан (1859—1933), художник-жанрист, брат И. И. Левитана,—Прим. Л. Беринского).
Было японское искусство, египетское искусство, персидское, греческое. Но начиная с Ренессанса национальная живопись постепенно исчезает. Приходят художники-индивидуальности, граждане той или иной страны, родившиеся там или тут (благословен будь, мой Витебск), и нужна слишком дотошная регистрация и очень усердный чиновник (еврейского паспортного стола), чтобы каждого художника «пронационализировать».
При том, что я думаю:
Не будь я евреем (в том самом смысле, который я вкладываю в это слово) — я бы не был художником или был бы совсем другим.
Тоже мне новость!
Сам для себя я прекрасно знаю, на что этот народец способен.
Шутка сказать, что он, этот народец, создал.
Захотелось ему — создал Христа и христианство.
Захотелось ему — создал Маркса и социализм.
Так возможно ли, чтобы он не явил миру живопись? И явит!
Убейте меня, если нет».
«Речь не о том, что евреи не покупают картин, не поддерживают живописцев, хотя и это важно в наше кризисное время. Ваяшее внимание, интерес, а ведь если такой интерес иногда кем-то и проявляется, то — к лишенному таланта и вкуса какому-нибудь китчу.
Причины такого положения всякий раз, правда, известны. Тора, давшая нам Десять Заповедей, протащила в них и такую: «Не сотвори себе кумира». (Полный текст заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».— Прим, ред.)
Наш монотеизм куплен дорогой ценой. Во имя его евреям пришлось отказаться от того, чтобы смотреть на природу глазами, а не только душой».
«Каждый художник имеет свою родину, свой родной город, и, хотя потом на него воздействуют и влияют другие среды и сферы, какой-то основной штрих остается в нем, аромат родины живет в его произведениях... Это сразу, например, обнаруживается в характере деревьев или игроков в карты у Сезанна, который родился в Эксе; в искривленных горизонтах Ван Гога, уроженца Голландии; в почти арабском орнаментализме нашего Модильяни, рожденного в Италии...».