Перов Василий Григорьевич [1834—1882]

  • Страница №2

Василий Григорьевич Перов. 1985. Автор: В.А. Леняшин

Именно такой помощи остро не хватало самому Перову в годы обучения, именно в этом не мог он довериться ни одному из своих наставников — его миропонимание очень скоро стало обгонять все, что могли предложить учителя. Скотти Скотти Михаил Иванович [1814—1861] Русский художник. Мастер исторической и портретной живописи. Учился у профессора А.Е. Егорова и посещал классы Академии Художеств в качестве вольноприходящего воспитанника. Получил в 1831 и 1832 годах малую и большую серебряные медали, а в 1835 г. за картину..., проходивший по классу, «как Юпитер-громовержец или по меньшей мере — римский император», был, по словам Перова, «хороший мастер, настоящий профессор в общепринятом значении этого слова, но, к сожалению, его [• • •] нельзя назвать художником. Он прекрасно мог передавать внешние образы, внешние очертания, но эти образы были лишены жизненности»10. Нельзя назвать художником, с точки зрения Перова, и Мокрицкого Мокрицкий Аполлон Николаевич Мокрицкий Аполлон Николаевич [1810—1870] Русский живописец, академик, педагог. Ближайший ученик . Оставил исключительно интересные воспоминания о  и его школе, и о ...., который «числился преподавателем портретной живописи, но [ • • • ] в продолжении всей своей художественной деятельности произвел на свет не более пяти или шести портретов». «И если бы Аполлон Николаевич (Мокрицкий. — В. Л.) не был обольщен собой как хорошим, даже выдающимся художником [• • •], если бы он не навязывал также копировать своих плохих произведений, чуть ли насильно всовывая их в руки оторопелых учеников, то его, наверно, очень любила бы молодежь, и он несомненно мог бы сделать много хорошего и принести много пользы своими живыми и воодушевленными рассказами [• • •] о великих мастерах, о живописных местностях и очаровательных картинах». Не способствовал обучению и принцип ежемесячной смены дежурств преподавателей, тем более, что их указания часто носили весьма несогласованный характер: «Надо изучать натуру: это лучший учитель», — говорил Скотти. «Что натура? Натура — дура! Надо изучать великих мастеров», — продолжал Мокрицкий Мокрицкий Аполлон Николаевич Мокрицкий Аполлон Николаевич [1810—1870] Русский живописец, академик, педагог. Ближайший ученик . Оставил исключительно интересные воспоминания о  и его школе, и о ..... Пожалуй, только Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... мог почувствовать, что в этих альтернативах заключен скрытый смысл.

Достаточно критически воспринималась им и педагогическая система Зарянко Зарянко Сергей Константинович Зарянко Сергей Константинович [1818—1871] Русский живописец. Родился в селе Ляды, ныне Дубровенского района Витебской области. Учился у А.Г. Венецианова и в петербургской Академии Художеств (1834). В 1838 г. Зарянко получил от Академии звание свободного художника. В 1843 году присвоено звание..., отличавшаяся «математической точностью, изумительной выпискою, крайней сухостью, странностью и своеобразностью взгляда как на живопись, так и вообще на искусство, а тем более на развитие учеников». Педагогический деспотизм, приводивший к тому, что законченная под руководством Зарянко работа, получавшая медаль, часто оставалась единственным произведением учащегося, погубил многих, ибо когда ученик «принимался за писание второй головы, то начинал ее так же плохо и неумело» и «не только не умел более или менее правильно нарисовать всей фигуры человека или головы его, но даже носа и глаза». И опять-таки лишь Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... сумел за мелочной сухостью «математического метода» Зарянко увидеть позитивное зерно — «объяснение натуры», серьезное отношение к композиции: «Никто не ложится спать, не садится отдыхать и не ходит для моциона с расчетом на сочинение или на картинную позу»; важность профессиональных знаний: «Нет ничего печальнее, как видеть в художнике то, что его мысль или голова опередит руки; что является много желании, а нет умения олицетворить эти желания, как мы, к несчастью, встречаем на каждом шагу между учащимися и почти у всех без исключения дилетантов». Кроме того, Зарянко был по сути дела единственным творчески работавшим и выставлявшимся педагогом. Не вступали в резкое противоречие с установками молодого Перова ни его высказывания, ни живописная практика, портреты. В них не было места недостойному, по словам Зарянко, «стремлению показать ловкое воздействие кисти, называемое мазком, которых совсем нет в природе», или отделке «мелочей в неодушевленных предметах большой картины, которые с данного расстояния не могут быть видимы», но придавалось большое значение тому, что он называл «подробностями глаза» — «тончайшие линии и мельчайшие оттенки цветов, служащие ничем не заменимым средством выполнения третьего измерения в глубину картины, заключающуюся для живописи в законах линий, света и воздуха».

Положительной особенностью обучения в московском Училище (а в какой-то степени следствием не слишком строгой продуманности учебного процесса) была возможность одновременно со штудиями писать «картины на ими самими придуманные сюжеты или избранные из предложенных, но никак не заданные». Таким образом, некоторые вещи Перова были исполнены еще во время учебы, и работа над каждой из них становилась реальным этапом художнического взросления. Всячески поддерживал его в этих опытах Е. Васильев, хлопотавший за него перед Н. Рамазановым в петербургской Академии художеств: « [• • •] он ведь молодец, умный и благородный малый, полюбите его». Выставлявшиеся на отчетных выставках училища и Академии композиционные холсты сразу же включались в художественную жизнь, попадали под прицел рецензентов. Для публики и критики уже первая картина Перова — «Приезд станового на следствие», написанная в 1857 году, — стала заметным событием. В нем увидели «прямого наследника и продолжателя Федотова Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время...». По словам В. Стасова, «молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть [• • •] и продолжал начатое им дело, точно будто не бывало никогда на свете всех [• • •] (брюлловских. — В. Л.) лжетурчанок, лжерыцарей, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей». Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... «одним скачком переносился через целое море русских картин с содержанием пустым или притворным». Так же, как у Федотова, его искусство было «серьезно и больно кусалось».

Что послужило толчком к созданию картины? Возник ли ее сюжет под впечатлением «Губернских очерков» М. Салтыкова-Щедрина или же,как полагал Н. Собко, он взят из запаса прежних перовских наблюдений над крестьянской жизнью — «у него сохранилось воспоминание о производстве следствий становыми»? Возможно, беспощадная трезвость щедринского взгляда наложилась на собственные «прежние наблюдения», высветлила в памяти очень конкретную, типичную для «целой полосы русского мира» сцену. Так или иначе, новизна и свежесть «Приезда становогоПеров В. Г. Приезд станового на следствиеПриезд станового на следствие. 1857Холст, масло, 38 х 43Государственная Третьяковская галерея», сделавшие эту еще робкую по живописи картину принципиальным явлением русского искусства, заключались не в каких бы то ни было моментах формы, а в самом замысле, выборе сюжета, режиссуре драматического действия. Ведь с точки зрения композиции Перов Перов Василий Григорьевич Перов Василий Григорьевич [1834—1882] Крупнейший художник второй половины ХХ века, представитель критического реализма. Замечательный портретист, автор картин на исторические и библейские темы.... использовал достаточно привычную интерьерную схему (можно вспомнить и федотовских «Разборчивую невесту», «Сватовство майора», «Игроков», и композиции Н. Шильдера, А. Устинова, А. Попова, многих других жанристов середины века). Привычным было и тщательное гладкое письмо, даже более осторожное, суховатое, нежели у прямых федотовских последователей, и, конечно же, не идущее в сравнение с цветовой и фактурной энергией самого Федотова Федотов Павел Андреевич Федотов Павел Андреевич [1815—1852] Великий русский художник, родоначальник критического реализма. Живописец, график. Мастер жанровой картины. Родился  22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время.... Не было открытия и в умении не просто нейтрально-созерцательно повествовать о быте, создавая атмосферу достоверности, а рассказывать осмысленно, обличать: лукошко с яйцами, штоф с водкой, пучок розог существуют в холсте как неопровержимые доказательства пьянства, взяточничества, телесных наказаний, процветавших в российской деревне. Эта особенность, обнаруживающая попытку Перова «перенять (федотовскую. — В. Л.), так сказать, «комментаторскую» сторону, вместе с выразительностью типов и была справедливо (и в целом положительно) отмечена современниками.