Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917]

  • Страница №3
    • Страницы:
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6

Василий Васильевич Матэ. Из серии «Массовая библиотека». 1948. Автор: И. Лазаревский

Гальяр пытался склонить Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... попробовать свои силы в гравюре на стали. Гравюра на металле — процесс очень медлительный, требующий большого физического напряжения. Работа ведется стальным резцом кубической формы с ромбовидным срезом. Путем вдавливания угла ромба в медную или стальную доску рисунок врезывается в нее линиями определенного направления и насыщенности. Резцовая гравюра на металле не привлекла Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... — на стали он совсем не стал работать, а гравирование резцом на меди носило у Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... случайный характер и следа в истории его мастерства не оставила.

Зато Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... все силы отдал освоению техники офорта, плененный применением в офорте легкого, «трепетного» штриха и получения разнообразных и тонких эффектов света и тени.

У Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... обнаружились совершенно необыкновенные способности к офорту. Он обладал даром «смотреть наоборот» и в процессе работы видеть светлое, как самое черное, и черное, как светлое. Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... пользовался советом, данным ему французским художником Мейссонье — с наибольшим вниманием и тщательностью прорабатывать доску до первого травления, находить всю гамму Световых отношений и строгую стройность формы, не внося дальше уже никаких изменений.

Всегда следуя этому совету,. Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... травил доску только после того, как тщательно прорабатывал иглой весь рисунок. Затем он покрывал лаком те места, какие считал законченными, продолжая усиливать остальное последующими травлениями. Весь сложный и осторожный процесс работы над офортом Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... изучил и знал прекрасно. Поэтому, когда он в первый раз смывал доску (т. е. весь лак, по которому шла гравировка), то офорт был почти готов, требовались лишь небольшие добавления, но чаще они и совсем не требовались.

С годами Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... довел свою технику офорта до виртуозной тонкости и непринужденности, овладел смелой, широкой, свободной манерой исполнения.

Когда до Петербурга дошло, что Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... оставил Паннемакера и занялся гравюрой на металле, друзья забросали его разноречивыми советами. Одни убеждали всецело отдаться гравюре на стали, считая, что она «самая высокая по искусству», другие, напротив, призывали не оставлять ксилографию и только, достигнув в ней совершенства, браться за что-то другое. Академическое начальство, в свою очередь, недовольно косилось на Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств...., так как он был послан за границу с определенной и ясной целью — усовершенствования в гравировании по дереву, а о гравюре по металлу не было никакой речи.

Во многом легко поддававшийся сторонним влияниям, Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... на этот раз не сходил с намеченного пути: изучить все три рода граверного искусства — ксилографию, резцовую гравюру на меди и офорт.

Как только Стасов узнал, что Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... стал заниматься офортом, он послал ему фотографическую карточку композитора Мусоргского с предложением исполнить с нее офорт. Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... согласился, и уже 15 апреля 1881 года Стасов получил пробный оттиск.

Стасов пришел в восторг, «Вы большой талант по гравюре офортом и вам надо все остальное бросить, чтобы только этим заняться, — писал критик. — Вот вы всего только начали это дело, а у нас никто, никто так не делал и не доходил до таких художественных результатов»... «Да, несомненно вы обещаете очень многое»... «Учитесь, учитесь, учитесь и скоро пойдете еще сильнее в гору, какой начинающий талант». И заключал письмо одобрением того, что Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... оставил Паннемакера: «Видно, лапы стали вырастать у львенка», — восклицал Стасов.

Однако, приветствуя офорт Мусоргского за его живописность, Стасов указывал на недостатки самого рисунка, особенно «в глазах», замечая, что художник, наверно, «сам их чувствует и исправит».

Вскоре Стасов снова написал Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... об офорте Мусоргского, сообщая, что он показывал оттиск многим знатокам и все его очень хвалили и в том числе известный историк и исследователь русской гравюры Д. Ровинский. Ровинский просил Стасова передать Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... совет делать оттиски офортов как можно более разных состояний с переменами в подробностях гравюры и с также. меняющимися различными гриффонажами, т. е. мелкими набросками офортом на полях оттиска; Все это, по словам Ровинского, делало бы гравюру более редкой, дорогой и «лакомой для знатоков и любителей».

Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... никогда не следовал этому совету. Состояния досок у него почти не изменялись, что и должно было быть при манере Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... до конца прорабатывать доску до травления. Только на трех-четырех досках Из всего своего цикла офортов Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... допустил гриффонажи, и то только тогда, когда они имели определенную связь с главным изображением на листе и не служили лишь удовлетворению тщеславия коллекционеров.

Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... очень резко отзывался о тех русских офортистах, которые, напротив, злоупотребляли всякими «редкостными и единичными» оттисками своих досок и бесконечными вариациями гриффонажей, преследуя только денежную цель.

В собрании Музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве хранятся пробные оттиски офорта Мусоргского. На одном из них рукою Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... написано: «Моя первая работа на меди. В. Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств....». По этим оттискам можно видеть, с какой напряженностью Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... овладевал рисунком. Сам художник исполнением офорта был недоволен. «Портрет мне не нравится,— писал он невесте,— по сходству не уловил», прибавляя, что «это происходит от малой практики в рисунке».

Чем больше работал Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... над офортом., тем сильнее он ощущал свое несовершенство в рисунке, играющем в офорте исключительную роль главным образом потому, что в нем невозможно делать исправления. И Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... очень мучился своим недостатком.

«С каждым днем чувствую и вижу, что рисование требуется все больше и больше», — писал он в том же только что цитированном письме, сообщая, что «решил лето 1881 года отдать на то, чтобы по возможности больше рисовать и писать».

Неуверенно владея рисунком, Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... с исключительной остротой воспринимал форму, высоко ценя ее безупречность в памятниках классического искусства. Чрезвычайно характерен для Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... тот факт, что, посетив впервые Лувр, он более всего был потрясен не великими живописцами и скульпторам, не работами даже превыше всех им почитаемого Рембрандта. «Я увидел нечто лучшее, а именно: ныне раскопанные в Малой Азии греческие работы — мраморные барельефы. У меня нет и ума описать всю красоту и верность стиля этих роскошных произведений»,— писал Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... невесте.

Осенью 1881 года Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... предпринял поездку по Германии и Голландии. В библиотеках и музеях Берлина, Кельна, Тента, Амстердама, Гаарлема, Роттердама и Брюсселя он пересмотрел все гравюры лучших мастеров, замечая в одном из писем: «Про Рембрандта и говорить не смею, в такой восторг пришел». Несколько позже посетил Италию, но наибольшее значение для него, по его словам, имела первая поездка, намного расширившая профессионально-художественные знания и артистический кругозор Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств..... В Италии он впервые познакомился с замечательными цветными гравюрами Гуго де Карпи (ок. 1480— 1525), которые произвели на него сильное впечатление. Это были листы действительно большой красоты — общее впечатление рельефа и цвета создавалось не столько сочетаниями различных красок, сколько умело подобранными оттенками одного цвета. Печатались такие гравюры с трех-четырех досок. Этот способ носит название «кьяроскуро», что по-итальянски означает свет и тень. Не менее заинтересовался Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... и работами других итальянских граверов в этой манере.

Свои стремления всецело отдаться изучению техники работы на меди Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.... приходилось порой круто сдерживать. «Как мне не легка жизнь, — с грустью восклицал он, — как мне бороться приходится». А в одном из очередных отчетов Академии художеств о своей жизни пи-

сал, что «положительно должен оставить на время изучение гравюры. Надо подумать серьезно о существовании. Почему просто с утра до ночи должен буду работать, чтобы жить».