Василий Яковлев. 1949. Автор: А. Сидоров
В 1922 году основана была известная в истории советского искусства Ассоциация художников революционной России (АХРР), объединившая реалистов, видевшая свою цель в запечатлении людей и событий нашего замечательного времени.
примкнул к первой же группе основателей АХРР. На ранних выставках Ассоциации нашел он для себя и тему, позволившую ему полностью развернуть не только свое мастерство, но и выразить ощущение величия и значительности изображаемого, которое так умели передавать лучшие из старых мастеров. Темой этой для него стала наша героическая Красная Армия. На одной из первых выставок АХРР художник показал эскиз к картине «Разбор винтовки», в 1923 году выполнил большую картину «Газета на фронте», в 1927 — большой групповой портрет «Командиры Красной Армии». К этому времени В. Н. Яковлев вполне сложился и «нашел себя». Про «Красных командиров» уже нельзя сказать, что они — «музей». Прекрасный, безошибочно точный рисунок обуславливает сходство каждого из изображенных лиц. От «музея», старых мастеров и, в частности, от Рибейры он сохранил только одно качество, которое резко отличает его от современных советских художников, — черноту живописи. Борьба за светлую палитру, за воздушность среды, за чистоту красок была одной из тех задач, которые были поставлены нашими мастерами изобразительного искусства после того, как у нас победил реализм. Завоевание этих качеств, связанных в русском искусстве со школой Репина и его преемников, было бесконечно положительным явлением. Советская живопись развила и продолжила эти традиции, поднявшие русское искусство на новую высоту. Яковлев должен был не раз выслушивать от своих товарищей, советских художников, упреки в этой «черноте», в «безвоздушности», в «сухости» живописи, как раз в том, что находил у него еще Архипов.Яковлев — исключительно работоспособный и энергичный мастер. В живописи он больше всего ценит образ человека в окружении предметного мира. Радость он испытывает в постижении на туры, в заканчивании и отделке изображаемых предметов. Все эти черты Василий Николаевич воспитал в себе с начала своей художественной деятельности.
Художник так сжился со старыми мастерами, что подражание им стало обычным для его творчества. Это может быть отмечено даже в автопортретах, например, в том, который он выполнил в 1927 году, изобразив себя с тростью, совсем «под старого мастера».
очень много путешествовал. Он писал рыб Баренцева моря в Мурманске и богатства рыболовецких колхозов на Каспии. Он бывал на Урале. Выполнил целую серию замечательных картин в Киргизии и Хабаровске. Подмосковный пейзаж в его творчестве перемежается видами озера Иссык-куль. В 1927 году он побывал в Париже. В 1932 году по приглашению А. М. Горького Яковлев поехал в Италию к великому нашему писателю, и на этот раз с подлинной симпатией писал людей и пейзажи Средиземного моря, создав ряд выдающихся по мастерству картин, из которых выделяются виды Сорренто. В Италии его прельщала не старина, которую он так звал и любил, а простые трудящиеся люди: погонщики мулов, нищие и рыбаки. И не здания, а берег моря был любимой его темой; ларьки с рыбой прельщали его больше, чем витрины магазинов. Искусство Яковлева всегда сильнее, когда он работает над тем, что непосредственно видит.
Во время своей поездки в Италию он пишет Известный портрет А. М. Горького.
В течение своей деятельности В.Н. Яковлев-написал и нарисовал сотни портретов. Все его большие композиции оказываются коллективными портретными группами. Одной из первых по значительности, но не доконченной художником, была большая картина, посвященная утверждению советским правительством первого проекта Дворца Советов (1928), — замысел, оставшийся в двух вариантах рисунка на картоне. В этой композиции художник впервые встретился с образом великого вождя народов товарища Сталина. Теме «Сталин среди народов СССР» посвящено большое декоративное панно, выполненное им для Музея народоведения в 1930 году.
Яковлева всегда влекла к себе живопись декоративного характера, украшающая внутренность общественных зданий, залы заседаний, помещения для выставок. Он прекрасно умеет передать торжественное, праздничное настроение народа, колхозные торжества, спортивные состязания, декоративные обобщенные пейзажи (декоративные панно в гостинице «Москва», 1938).
В 1936 году
для Дома Красной Армии в Минске написал большое полотно, изображавшее красноармейцев-гиревиков. Для выставки «XX лет РККА» он написал многофигурную картину «Купание краснофлотцев», в которой также значителен декоративный элемент. В последние годы Великой Отечественной войны им создано было несколько серий больших декоративных портретов великих русских деятелей культуры и искусства для Моссовета, Московской консерватории, Управления по делам архитектуры. Нет сомнения, что в этих работах декоративная задача убавила в известной мере серьезность и содержательность искусства, углубленность смыслового образа. Но иные из этих декоративных композиций удачны.В 1939 году Яковлев был приглашен на пост главного художника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 года. Успешное руководство бригадами художников Всесоюзной сельскохозяйственной выставки принесло ему первую высокую правительственную награду — орден Ленина.
Жизнь художника проходила в непрерывной работе. Руководство реставрацией картин старых мастеров в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина В.Н. Яковлев сменил на работу преподавателя рисунка в вузах. Московский архитектурный институт, Всесоюзная академия архитектуры и Академия художеств в Ленинграде были местами, где преподавал он, насаждая среди молодежи культ рисунка. В.Н. Яковлев к этим годам (1934—1939) сложился в законченного мастера. В 30-х годах полюбил он таких русских художников, как Брюллов и Кипренский («Денис Давыдов» Кипренского в Русском музее — одна из любимейших его картин). В портретах, писанных в 30-х годах, рибейровская чернота и суровая строгость лепки уступают звучной красоте красок. Таковы портреты артистов Головина, Климова, Светлановой, Дуловой и других. Таков превосходный, уже упомянутый выше, портрет Горького, который лишен той черноты и напряженности, какие были свойственны более ранним портретным работам В.Н. Яковлева.
На выставке «Индустрия социализма» в 1937 году выделялось большое полотно, изображающее группу старателей золотоносных приисков, пишущих письмо товарищу Сталину. Группа была выполнена с выдающимся мастерством, с таким количеством деталей, с таким средоточием подробностей, которые делали картину отнюдь не декоративным панно, а скорее документальной хроникой. Этюды, выполненные им для этой картины, также принадлежат к числу лучших его работ. Лица стариков-старателей, запечатленные им в этих этюдах, написаны превосходно, отличаясь неповторимо точной детализацией и вместе с тем глубокой характеристикой изображенных людей, полных трудового энтузиазма и проникнутых теплотой чувств к великому Сталину.
Высшей точки своего развития достигло искусство В.Н. Яковлева в годы Великой Отечественной войны. Необычайный взлет всех сил героического народа нашей страны, грудью поднявшегося, чтобы отразить врага, патриотизм и бесстрашная самопожертвоваиность волновали художника. Он неоднократно выезжал на фронт, выполняя ответственные задания по написанию портретов. Два портрета работы Яковлева, созданные в первый год войны, заслужили высшую награду — Сталинскую премию 1942 года. Один из них — портрет его однофамильца, славного советского артиллериста, Героя Советского Союза В.Н. Яковлева, мужественный, простой и сильный; другой — белорусского, полного внутренней силы, безыменного партизана, написанный широкой и свободной кистью в благородной темной гамме красок.
Особенно популярным стал портрет гвардии генерал-майора И. В. Панфилова, изображенного во фронтовой обстановке, с биноклем в руке, на фоне зимнего русского пейзажа. Образ, подлинно волнующий и сильный по своей правдивости и глубокой внутренней энергии. Такой же удачей следует считать и первую батальную картину Яковлева «Бой у слободы Стрелецкой», написанную на основании личных наблюдений художника-очевидца. Зимний пейзаж с красивой древней русской архитектурой на заднем плане, группы советских воинов, следы поспешного отступления врага — все это передано с документирующей точностью, полной красоты и силы выражения образа русской победы. В этих Первых откликах на темы войны Яковлев показал себя художником — гражданином и патриотом.