Шорчев Акиндин Петрович [1897]

  • Страница №1

Выставка А.П. Шорчева. 1974. Автор: Острецова Л.

Выставка произведений Акиндина Петровича Шорчева позволяет увидеть работы художника, созданные более чем за сорок лет. Она дает представление об особенностях его творческого пути. «Без живописи я не вижу жизни, — говорит сам художник, — я живу ею». И это действительно так. Он вкладывает в произведения всякий раз весь свой жизненный и творческий опыт, утверждает ли красоту и гармонию природы, живописность архитектурных ансамблей Москвы, обаяние старых русских городов или неповторимую прелесть букета полевых цветов. Подчиняя все изобразительные средства передаче основной мысли, А. Шорчев добивается почти музыкального звучания цвета. Каждое произведение имеет как бы свою мелодию. Настроения автора передают то сдержанность общей цветовой гаммы с мягкими тональными переходами то валерная живопись, то яркие декоративные сочетания красок. Лейтмотив его творчества звучит мажорно, в нем преобладают радостные, жизнеутверждающие аккорды. Художник создает мир светлый и поэтичный.

Родился А.П. Шорчев 2 (14) ноября 1897 года в Городце на Волге, в Нижегородской губернии. Отец, его был маляром, работал на волжских пароходах. Сына же с детства влекло к искусству. В 1921 году он приходит в Нижегородский художественный техникум, а в 1923 году поступает во Вхутемас в Москве. Как в техникуме, так и в институте учителем А. Шорчева становится А.В. Куприн. В нем А. Шорчев встречает не только незаурядного педагога, но и талантливого живописца, человека, с которым его связывает общность интересов и взглядов. Они вместе работают в Бахчисарае, совершают поездки в Кутаис, Судак, Учителя и ученика связывает большая дружба. А. Шорчев разделяет увлеченность А. Куприна музыкой, и может быть, в этом нужно искать начало стремления к гармонии и мелодичности, которое стало характерным для творчества А. Шорчева в дальнейшем. В 1930 году он заканчивает институт и полностью отдается поглотившей его любви к живописи. В том же году на выставке в Третьяковской галерее экспонируется его пейзаж «Горы в Судаке».

В 1931 году А. Шорчев вступает в «Общество московских художников». В ту пору он испытывал сильное увлечение искусством французских импрессионистов, его привлекает исследование их системы разложения цвета. Третьяковская галерея в 1934 году приобретает работу художника «Кремль».

С 1937 по 1940 годы А. Шорчев живет и работает в Средней Азии. Здесь начинается его педагогическая деятельность. Он преподает рисунок и живопись в Изотехникуме в Самарканде, много путешествует и много работает творчески, вступает в Союз художников Узбекистана. Произведения, созданные художником в Средней Азии, становятся заметной вехой в его творчестве. Они отражают жизнь и быт людей, старую архитектуру, своеобразие местной природы. Стремление к созданию обобщенного художественного образа проявляется в пейзаже «Самарканд. Бани» (1937). Автор изображает часть старого города. Узкая улочка, извиваясь, ведет к Тюбетеечному базару. На переднм плане — на фоне неба четко вырисовываются силуэты строений. Резкие цветовые тени ложатся на пыльную дорогу. Все объято тишиной. Обобщенности композиции и лаконизму рисунка соответствует сдержанность цветовой гаммы. Теплым охристым тонам зданий и дороги противопоставлены холодная синева неба и зеленовато-синие тени и это заставляет зрителя ощутить зной утреннего солнца.

В пейзаже «Ургут. Выгон скота» (1939) А. Шорчев изображает небольшое горное селение. Ранним утром пастухи собирают стадо на площади. Отражая яркое многоцветье горного пейзажа, чистоту и прозрачность воздуха, художник строит композицию на радостной гармонии красок. Если, изображая здание, автор прорисовывает отдельные архитектурные детали, то в передаче стада он отказывается от четкого рисунка, а озорными красочными мазками создает картину пестрой движущейся массы. Помимо живописных работ, А. Шорчев создает серии рисунков и офортов. Его произведения экспонируются на выставках в Ташкенте, Самарканде.

В 1940 году А. Шорчев возвращается в Москву. Он преподает рисунок, живопись и композицию в Средней художественной школе при Художественном институте им. В.И. Сурикова иа протяжении 17 лет. Внимательно и бережно относится он к своим ученикам, проявляет внимание к индивидуальным особенностям каждого, развивает в них то отношение к искусству, которое живет в нем самом: искреннее и преданное. Немало его учеников стало профессиональными художниками. Имена многих из них известны всей стране, их произведения экспанируются на всесоюзных и зарубежных выставках. Среди его учеников П. Оссовский, С. Тутунов, В. Стожаров, И. Попов, В. Сидоров, К. Власова и др. Чувства признательности и благодарности испытывают они к своему первому учителю.

Педагогическая деятельность занимает много времени и сил, но А. Шорчев не оставляет творческую работу. Как и раньше, он проявляет интерес д подчеркнуто живописной интерпретации действительности. Художник стремится запечатлеть изменчивость состояния прриоды. Интересен его пейзаж «Киевский вокзал перед реконструкцией» (1947). Добиваясь прозрачности и звучности цвета, он кладет на холст слой свинцовых белил и пишет по сырой «подкладке». Удачным оказывается этот прием в изображении переднего плана: небольшого парохода и особенно его отражения в воде. По манере письму здесь А. Шорчев близок к импрессионистам.

У художника нет случайных, равнодушных работ. Каждая новая мысль долго вынашивается Им и только потом получает воплощение на холсте. Именно так создавался пейзаж-картина «Деревня Гришино. Перед грозой» (1954). Раскрывая величие родной природы, А. Шорчев идет по пути образного обобщения, как и в пейзаже «Самарканд. Бани». Живопись строится на гармонии красок, одинаковых по силе и интенсивности цвета.' Тяжелые свинцово-синие тучи сгущаются над темной зеленью вековых елей, обрамляющих необозримо широкие поля и луга, что придает произведению эпический характер.

Говоря об изображениях русской природы, нельзя не сказать о его городецких пейзажах. Художник писал их в разное время — и в пятидесятые, и в шестидесятые годы. Город Городец насчитывает свыше восьмисот лет и помнит события истории еще со времен Александра Невского. В произведениях А. Шорчева он предстает как небольшой истинно русский городок на Волге. В изображении его улиц домов выражено уважение автора к родной истории, к старине.

Во многих работах А. Шорчева мы не видим человека, но его присутствие всегда ощутимо. Так, пейзаж «Переславль-Залесский. Речка Трубеж» (1957) превращается в рассказ о жизни людей. Ранней весной, когда еще не успел сойти снег и только обнажилась чернота земли, какой-то рачительный хозяин в деревне красит крышу синей краской. Художник не подчеркивает этот диссонанс, а, наоборот, смягчает его рефлексами хмурого неба и талой воды.

Изображая Москву, художник умеет соединить современность с историей. Он передает шумную суету жизни столицы в пестрых красках. Толпа и идущий транспорт, освещенные солнцем здания отмечены печатью времени в пейзаже «Пушкинская улица в солнечный день» (1963). Свежесть города после дождя, торжественный фасад Большого театра и его мерцающее отражение в бликах мокрой мостовой показывает А. Шорчев в работе «Театральная площадь» (1963). Суровое величие кремлевских башен выстпуает рядом с трепетной голубизной елей в картине   «Кремль» (1967). Передавая состояние зимних сумерек на Москве-реке, художник использует тонкие тональные переходы при сдержанности общей цветовой гаммы. Это пейзаж «Москва-река вечером» (1969).

А. Шорчев работает над пейзажами Москвы и по сей день. Его творческий труд — это умение радоваться жизни и оно не покидает художника. Мажорное настроение по-прежнему характерно для произведений А. Шорчева. Оно ярко выражается в натюрмортах. Их отличает высокая живописная культура.

В каждой работе художник ставит перед собой и решает конкретные задачи. Богатством красочных переливов передает он красоту русского ковра в «Натюрморте с ковром» (1959), неподдельной свежестью веет от «Букета полевых цветов» (1961), плоскостная манера живописи используется автором в «Натюрморте с зеркалом» (1966), ощущения прозрачности гроздей винограда художник достигает тонкими лессировками и валерной живописью в «Натюрморте с рюмкой и виноградом» (1967), изысканность цветовой гаммы отличает «Натюрморт со сбитневым кувшином» (1972), где художник соединяет беспокойный ритм рисунка сине-белой ткани и спокойные мягкие линии синей материи, чтобы на их фоне подчеркнуть игру красок на чеканной поверхности медного кувшина. В последние годы его все больше увлекают композиции, в основе которых лежат чисто живописные поиски. Так, в частности, строится натюрморт «Сухие цветы»  (1972).

Акиндин Петрович по-прежнему не мыслит жизни без живописи, по-прежнему не оставляет кисти и красок. Его искусство доставляет радость людям. Оно учит видеть и ценить красоту окружающего мира.


Л. Острецова
СХ  РСФСР, 1974 год