Алексеев Федор Яковлевич [1753—1824]

Фёдор Яковлевич был крупнейшим живописцем своего времени, из русских художников он одним из первых стал писать городские пейзажи.

Отец Алексеева работал сторожем в Академии. В 1764 году Фёдор по ходатайству отца был зачислен в Академию художеств. Сначала он обучался в классе "живописи цветов и плодов", затем перешёл в пейзажный. В 1773 г. за программную работу Алексеев получил золотую медаль и был отправлен на три года в пенсионерскую поездку в Венецию заниматься живописью театральных декораций. В Венеции художник увлёкся творчеством Каналетто, изучал Гварди. По возвращении в Петербург Алексеев работал в театральном училище декоратором.

Алексеев добился известности благодаря мастерски исполненным копиям пейзажей А.Канале, Б. Беллотто, Г.Робера и Ж.Берне, которые он писал в Эрмитаже. Работы его имели ошеломляющий успех, художника стали называть "российский Каналетто", и постепенно он перешёл от копирования к созданию собственных произведений.

За картины "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794) Алексеев удостоился в 1794 году звания академика перспективной живописи. В 1795 году он был командирован в Крым «для снятия видов» мест, посещённых в 1787 году Екатериной II. Алексеев написал виды Бахчисарая, Николаева, Херсона. По акварельным этюдам с натуры художник писал потом большие картины.

В 1800 году по заказу Павла I Алексеев писал виды Москвы. Художник  жил в Москве больше года и привез оттуда несколько картин и огромное количество этюдов и акварелей с видами Москвы и в особенности Кремля. До наших дней дошла картина «Красная площадь с собором Василия Блаженного» и ряд акварелей. Пейзажи художника отличались документальной достоверностью в передаче деталей. Эта работа принесла Алексееву настоящую популярность, среди его заказчиков появились первые люди государства и члены императорской семьи.

В 1810-х годах Алексеев возвращается к любимым им видам родного Петербурга. Он населяет свои пейзажи людьми, люди теперь играют большую роль в композиции его пейзажей.

С 1803 преподавал в Академии художеств «перспективную живопись». Его учениками были Сильвестр Щедрин и М.Н. Воробьев.

К концу жизни знаменитый художник был всеми забыт и умер в нищете. Похоронен был художник на средства Академии, которая так же выделила пособие вдове и детям художника.