Аргунов Иван Петрович [1729—1802]

Иван Петрович Аргунов родился в 1727 году. Всю свою жизнь художник был крепостным. Само по себе это обстоятельство могло бы показаться печальным, однако именно благодаря ему Аргунов смог получить лучшее по тем временам художественное образование и прожить долгую творческую жизнь, не нуждаясь. Аргунов был в доме графов Шереметевых, своих хозяев, своим человеком, почти членом семьи, и он в свою очередь тоже ценил и уважал своих покровителей.
Происходил Аргунов из семьи крепостных, в которой все были архитекторы и живописцы. Сначала семья Аргуновых принадлежала князю Черкасскому, а в 1743 году Аргуновы перешли в собственность графов Шереметевых, богатейших людей того времени, владельцев знаменитого Фонтанного дома в Петербурге и усадьбы Кусково под Москвой.
Воспитывался будущий художник у дяди С. М. Аргунова в Петербурге, где тот служил управляющим "Миллионного дома" своего хозяина графа Шереметева. Дядя заметил в мальчике талант к живописи и обратил на это внимание графа.
Шереметевы любили искусство, и если у их крепостных обнаруживались склонности к какому - либо виду искусства, они давали своим крепостным возможность получить наилудшее образование в той или иной области. Из Ивана Петровича граф решил сделать «домового» художника.
Сироту Ивана Аргунова учили живописи его двоюродный брат Ф. Л. Аргунов и известный маэстро Георг Христофер Гроот, который был приглашен в Россию из Штуттгарта и в то время был придворным живописцем императрицы Елизаветы Петровны.
Гроот учил юношу секретам придворного портрета: "Необходимо исправлять недостатки в телосложении людей, особенно молодых женщин и мужчин; например, нос кривоватый нужно выпрямить, грудь гораздо сухую, плечи слишком высокие также необходимо приноравливать к требуемой хорошей осанке... Для женщин необходима грация, изящество и весёлость. Наряды надо разбрасывать и драпировать красиво и пышно..."
В1747 г. вместе с Гроотом Аргунов работает над иконами для церкви Большого Царскосельского дворца.
В середине пятидесятых годов Аргунов покинул мастерскую Гроота; к нему приходит известность, он уже имеет собственных учеников. Ему поручают обучить живописи Лосенко, ставшего впоследствии профессором и директором Академии художеств, Головачевского, будущего инспектора Академии художеств, и Саблукова, бывших певчих в придворной капелле.
В 1753 году Аргунов написал парадный «Портрет П. Б. Шереметева с собакой», а так же несколько портретов шереметьевских родных и знакомых. В 1767 году Аргунов пишет портрет любимицы В. А. Шереметевой, девочки-калмычки Аннушки. Это полотно считается одним из лучших творений Ивана Аргунова.
В парном портрете супругов К. А. и Х. М. Хрипуновых (1757) Аргунов создает новый для России тип камерного портрета. Муж изображен с газетой, жена с книгой, что подчёркивает образованность супружеской пары: читающая женщина в России середины XVIII в. еще редкость.
Аргунов получает заказ на коронационный портрет Екатерины II. Художник писал графу Шереметьеву:" Доношу вашему сиятельству, что портрет Её императорского Величества, писанный мною... окончил и сего сентября первого дня Её императорскому Величеству через князя Петра Никитича Трубецкого был представлен... и оный портрет
Её императорское Величество изволила опробовать, что работа и идея хороша и в лице сходство есть, а более нижняя часть лица похожа, в которой мог более приметить... Я наизусть писал оный с примечания на выходах, потому что оригиналов сходных нет". Интересно, что художник писал "наизусть", по памяти.