Бродский Исаак Израилевич [1884—1939]

Бродский родился в семье мелкого торговца. Учился в Одесском художественном училище (1896-1902) у Л.Д. Иорини, К.К. Костанди и Г. А. Ладыженского, затем продолжил образование в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (1902-08), где занимался у Я. Ф. Ционглинского и И. Е. Репина.

В 1909-11 гг. как пенсионер АХ посетил Германию, Францию, Италию, Испанию; в 1910-11 гг. жил на острове Капри у А. М. Горького. Одаренный, трудолюбивый и хорошо подготовленный, Бродский быстро определился в искусстве. В многочисленных картинах (преимущественно пейзажных) он с известной манерностью использовал некоторые приемы и мотивы живописи старых мастеров.

На раннем этапе он осторожно вносил в них элементы символистской фантастики ("Сказка", 1911), позднее более жестко придерживался реальности ("Зима", 1913; "Опавшие листья", 1915). В годы молодости, которые совпали с первой русской революцией, он отдал дань политике и даже сделал эскиз "Красные похороны", но до самой картины дело так и не дошло.

К середине 1910-х гг. у него уже была репутация вполне сложившегося живописца с некоторым оттенком салонности. Однако после 1917 г. Бродский резко изменил направление работы и стал родоначальником официозного искусства, задолго предвосхитив его расцвет в 1930-е и последующие годы. Картина "Ленин и манифестация" (1919) положила начало серии претендующих на документальность работ, посвященных вождю пролетариата, среди которых наибольшую известность приобрела картина "Ленин в Смольном" (1930). Вслед за громадным (150 персонажей) полотном, изображавшим открытие II конгресса Коммунистического интернационала (1920-24), было написано другое — "Расстрел 26 Бакинских комиссаров" (1925).

В многочисленных живописных и литографских портретах Бродский запечатлевал партийных и государственных деятелей. Произведения его широко пропагандировались и воспроизводились несчетное число раз, входя составной частью в фальсифицированную историю страны.

Правящий режим щедро вознаградил его за верную службу: при жизни он первым среди художников получил орден Ленина (1934) и возглавил только что созданную Всероссийскую AX, а после смерти его имя было присвоено одной из самых красивых улиц в центре Ленинграда (ныне вновь Михайловская ул.).

Лучшее же, что осталось после Бродского, — собранная им превосходная коллекция русской живописи и графики, хранящаяся в его Музее-квартире, филиале Научно-исследовательского музея Российской АХ.