Чижов Матвей Афанасьевич [1838—1916]
В июне 1956 года исполнилось 40 лет со дня смерти Матвея Афанасьевича Чижова— скульптора-реалиста второй половины XIX века. Чижов — автор многих композиций на сюжеты из крестьянской жизни, близких по тематике к картинам передвижников; принимал он участие и в создании ряда памятников. Творчество его развивалось в основном русле передовой русской художественной культуры 60—70-х годов.
Творческий путь Чижова до сих пор не получил сколько-нибудь последовательного освещения. Краткое изложение его творчества мы находим в «Истории русского искусства» («Скульптура» под редакцией
, в отчетах Академии художеств за соответствующие годы, в справочнике Ф. И. Булгакова и в Энциклопедическом словаре (изд. Брокгауза и Ефрона). Отдельные сведения разбросаны также и в других изданиях справочного характера. В этом смысле Чижов делит участь всей русской скульптуры второй половины XIX века — периода мало изученного. Достаточно отметить, что до сего времени нет монографии даже об Антокольском — самом крупном скульпторе тех лет.Настоящий очерк ставит себе целью на основе как печатных, так и вновь обнаруженных архивных материалов вкратце наметить основные этапы творческого пути скульптора.
Общеизвестно, что во второй половине XIX века скульптура (как и архитектура) занимала в художественной жизни России и Европы значительно меньшее место, нежели в XVIII и первой половине XIX века. Однако мастера скульптуры этого времени оставили ряд произведений, которые сохраняют свою ценность и в наши дни. Таковы статуи Иван ГрозныйИван Грозный. 1874Мрамор, 71,5 х 52 х 43Государственная Третьяковская галерея» и «Петр IПамятник Петру I. 1872Бронза», киевский памятник Богдану Хмельницкому и московский памятник А. С. ПушкинуПамятник А. С. Пушкину. 1880Бронза . Таковы и лучшие реалистические скульптурные группы, посвященные изображению русского крестьянства, исполненные М. А. Чижовым и Ф. Ф. Каменским, а также анималистические работы .
«Пути развития русской скульптуры во второй половине XIX века были достаточно сложными. Утрата синтеза архитектуры и скульптуры и усиление жанровых черт направляло скульптуру по пути развития станковых форм. Вместо понятных лишь немногим мифологических героев и аллегорических сцен, характерных для классицизма, под воздействием передвижников появлялись национальные русские сюжеты, героями стали люди из народа, изображенные порой в обстановке повседневной жизни. Эта демократизация содержания и появление жанровых моментов не сразу органично сочетались со специфической формой скульптуры и с ее назначением. Новое содержание, понимаемое зачастую лишь в бытовом плане, приводило к тому, что скульптура в известной мере утрачивала поэтичность, героику, монументальность, ритм масс и линий, красоту идеально-обобщенного образа, которые были ей свойственны раньше и которые теперь стремились заменить красотой образа жизненно-характерного.
М. А. Чижов работал в самых различных жанрах, но именно в области станковой скульптуры ему довелось оставить значительный след.
Родился Матвей Афанасьевич Чижов в «податном состоянии», как сказано в его автобиографии и формулярном списке, то есть в крестьянской семье, в деревне Пудово, Подольского уезда, Московской губернии 10 ноября 1838 года.
Окрестности Подольска еще в старину были известны своими залежами известняка. Сооруженная в петровские времена под Подольском знаменитая церковь в селе Дубровицах, вотчине князей Голицыных, была выстроена из местного белого камня. Ее удивительные, словно кружевные, каменные узоры свидетельствуют о вкусе, мастерстве и профессиональных навыках местных подольских каменотесов. Возможно, что профессия каменотесов была потомственной и в семье Чижовых, так как известно, что отец его, оброчный крестьянин, был каменотесом. В 1838 году он открыл в Москве на Немецком кладбище небольшую мастерскую, где высекал надгробные плиты. Между тем семья, состоявшая из жены и двоих детей (будущего скульптора и его старшей сестренки), жила в деревне очень бедно. Особенно усилилась нужда после пожара, когда сгорело все их хозяйство. Желая облегчить положение семьи, отец взял к себе в Москву семилетнего Матвея. Находясь в мастерской, где производились разные лепные работы, мальчик стал лепить из глины фигурки лошадей, собак, птиц, затем постепенно начал помогать в работе отцу. На мальчика обратил внимание смотритель кладбища и помог определить его в школу. Там наклонности Чижова к лепке были замечены преподавателями, которые посоветовали отцу направить сына в Строгановское училище. Поступив туда в 1855 году, Чижов стал заниматься лепкой под руководством воспитанника училища скульптора В. С. Бровского, который был старше Чижова всего лишь на четыре года. Бровский, будучи знаком со скульптором Н. А. Рамазановым, помог Чижову поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
С 1857 года Чижов учится там у Рамазанова. Результаты учения не замедлили сказаться: уже в 1858 году Чижов был удостоен малой серебряной медали за горельеф «Борцы», а через год—большой серебряной медали за горельеф «Истязание Христа». Наряду с выполнением традиционных учебных заданий Чижова привлекали и сюжеты, навеянные окружающей жизнью. В 1860 году он исполнил вместе со своим товарищем, также учеником Рамазанова, скульптором И. И. Севрюгиным группу «Привал украинцев», которая была одобрена и приобретена Московским училищем живописи, ваяния и зодчества. Заметив большие успехи Чижова, Рамазанов в том же году пригласил его к себе в помощники для работы над скульптурными фигурами строящегося в Москве храма Христа. Чижовым был исполнен по эскизам Рамазанова огромный горельеф «Сошествие во ад». Это помогло ему освоить приемы работы над монументально-декоративной скульптурой.
В конце 1860 года Чижов переехал в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. К этому времени относится начало его сотрудничества с
. — друг , А. Н. Островского и А. Г. Рубинштейна — может считаться своеобразным основателем школы русской реалистической монументальной скульптуры во второй половине XIX века. Благодаря организационным способностям, широкой образованности и личной инициативе он сумел объединить в работе над своими проектами ряд скульпторов, многие из которых затем выросли в самостоятельных известных мастеров. Кроме М. А. Чижова, с работали , И. Р. Шредер, отец и сын Лаверецкие, А. Л. Обер, и другие.В 1859 году на конкурсе получил одобрение микешинский проект памятника «1000-летию России», который был торжественно открыт в Новгороде в 1862 году. Для выполнения проекта Микешин пригласил наряду с другими скульпторами учеников скульптурного класса из Академии художеств, среди которых был и Чижов.
Участие Чижова в создании памятника выразилось в исполнении маленькой модели (ГРМ), которая служила образцом при создании большой композиции, а также в работе над частями горельефного фриза, изображающими выдающихся государственных и общественных деятелей и национальных героев: Александра Невского, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Сусанина, Минина, Пожарского, Богдана Хмельницкого, Суворова, Кутузова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Корнилова и Нахимова.
Фигуры, объединенные между собой в небольшие, как бы связанные беседой группы, были изображены на рельефе во весь рост, в соответствующих эпохе костюмах. Однако их несколько театральные позы говорили о неизжитых еще элементах академизма.
Изображение исторических деятелей получило место и в дальнейшем творчестве скульптора. Так, в 1864 году Чижов исполнил (вновь по рисунку
) два горельефа на входной двери часовни, стоящей над усыпальницей князя Д. М. Пожарского (Спасо-Ефимиевский монастырь в Суздале). Пожарский изображен «об руку с Мининым» перед народом. Архитектурная часть надгробия принадлежит академику И. И. Горностаеву.Несмотря на значительный опыт практической работы, Чижов считал свое профессиональное образование далеко еще не законченным, и в 1863 году он вновь стал посещать Академию художеств в качестве ее ученика.
В период пребывания Чижова в Академии профессорами скульптуры были
и . Оба они, особенно последний, внесли значительный вклад в реалистическую скульптуру как скульпторы и педагоги.В Академии Чижов занимался весьма успешно, получая вначале за лепку с натуры большие и малые серебряные медали, а в 1865 году малую золотую медаль за статую «Подвиг молодого киевлянинаПодвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. 1865Бронза, 170 х 48 х 120Государственный Русский музей» (Государственный Русский музей). Это самое раннее из сохранившихся самостоятельных произведений Чижова обладает известными достоинствами.
Сюжет, положенный в его основу, взят из летописного свидетельства о подвиге в 968 году неизвестного юноши-киевлянина, пробравшегося из осажденного Киева через лагерь печенегов и переплывшего Днепр, чтобы сообщить о нападении врагов находившемуся на другом берегу киевскому воеводе Претичу, поспешившему на выручку города.
Отлично вылепленная статуя свидетельствует об использовании в композиции русских классических традиций. Стройное, обнаженное красивое тело бегущего юноши естественно вызывает в памяти статуи «АктеонАктеон, преследуемый собаками. 1785Бронза, В. 84Государственная Третьяковская галерея» и , картину «Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем РедедейЕдиноборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей. 1812Холст, масло., 285 x 205Государственный Русский музей» и особенно «Подвиг молодого киевлянинаПодвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году. 1810Холст, масло., 204 x 177Государственный Русский музей», где сходство усиливается одним и тем же сюжетом. Но наряду с этим в статуе, несомненно, присутствуют и новые черты. Они проявились в реалистическом изображении русского по типу воодушевленного лица юноши, обрамленного беспорядочными прядями волос, словно разметавшихся от ветра. Следует отметить, что традиционная академическая нагота получила в скульптуре Чижова сюжетное оправдание: ведь юноша должен переплыть Днепр, поэтому он и сбрасывает с себя одежду. Статуя имела успех у современников и была удостоена второй золотой медали «за экспрессию». Она была отлита в бронзе и направлена на Международную выставку в Париж в 1867 году.
В 1866 году за рельефы «Пир Валтасара» и «Потоп Девкалиона» Чижов также получил академические премии. Темы из русской истории, работа над которыми началась во время создания памятника «1000-летию России», продолжали интересовать художника.
К 1866 году относятся несохранившиеся эскизы четырех фигур, выполненные Чижовым: «Петр I», «Иоанн Грозный», «Алексей Михайлович» и «Екатерина II».
Интерес Чижова к отечественной истории был закономерен. В живописи в это время тоже появлялись произведения на исторические темы; достаточно вспомнить имена
, Шустова и Пескова.В 1876 году Чижов блестяще окончил Академию художеств с большой волотой медалью, получив звание классного художника первой степени и право на поездку за границу.
Его дипломная работа на евангельский сюжет — «Воскрешение Христом сына вдовы наинской» — была исполнена в горельефе, который вначале был помещен в церкви Академии художеств, а затем передан в Гос. Русский музей.
В центре многофигурного рельефа изображены главные действующие лица — Христос, юноша, поднимающийся со смертного ложа, и его мать. Справа и слева представлены фигуры свидетелей «чуда», позы и жесты которых передают чувства радости, волнения и изумления. Лепка выразительных лип, ритм движения, мастерство в расстановке фигур и красота драпировок указывают на то, что автор рельефа, блестяще усвоив традиции академической школы, пытался сделать изображенную сцену эмоциональной и жизненной.
Одновременно с занятиями в Академии и по окончании ее Чижов сотрудничал с памятника императрице Екатерине IIПамятник императрице Екатерине II. 1869—1873Бронза, Высота 4,35 м, сооруженного в Петербурге в 1873 году.
. В 60-х годах шла деятельная разработка микешинского проектаЕсли в памятнике «Тысячелетие РоссииПамятник «Тысячелетие России». 1862Бронза» Чижову принадлежала лишь роль одного из исполнителей горельефного пояса и вспомогательной модели, то во втором памятнике он явился непосредственным исполнителем главной части монумента — фигуры Екатерины II, сделанной по рисунку .
Вылепив, как и для предыдущего памятника, небольшую вспомогательную модель всей композиции, Чижов в 1868 году окончил фигуру Екатерины II. Следуя замыслу
, он изобразил ее стоящей в горностаевой мантии, с символами императорской власти — скипетром и державой в руках. Представительностью позы статуя напоминает парадные портреты XVIII века.Несомненное мастерство Чижова сказалось в исполнении статуи. Тяжелые и бурные складки мантии, ниспадающие по фигуре и спускающиеся ниже цоколя, передают парчу и горностаевый мех, тогда как более мелкие складки платья, драпирующие переднюю часть статуи, вызывают ощущение легкой ткани. Разнообразя их, скульптор вместе с тем достигает впечатления внушительности силуэта и монументальности почти пятиметровой статуи. Если девять фигур деятелей XVIII века, размещенных на пьедестале вокруг Екатерины, вдвое меньше по размеру, рассматриваются на близком расстоянии, то весь силуэт памятника, увенчанный фигурой Екатерины II, отлично виден издали как с различных сторон сквера, так и с Малой Садовой улицы, выходящей перпендикулярно к Невскому прямо на памятник.
Недавно обнаруженные нами неопубликованные архивные материалы позволяют сделать вывод о несомненном воздействии на авторов этого проекта прогрессивных идей 60-х годов. В осуществленном проекте это влияние не получило (да и не могло получить) своего полного выражения, но, судя по сохранившимся замыслам, оно было весьма примечательным. Видя достижения русской культуры XVIII века главным образом в трудах прогрессивных деятелей, автор архитектурной части монумента Д. И. Гримм, не ограничившись тем, что
уже разместил ряд фигур на пьедестале памятника, предложил соорудить дополнительно статуи и бюсты ряда выдающихся деятелей XVIII века. Архивные материалы уясняют характер его плана, по которому статуи и бюсты должны были быть «расселены» по всему скверу, вокруг памятника Екатерине.Составление и утверждение списков повлекло за собой ведомственную переписку между Академией художеств, министерством императорского двора и Обществом любителей истории и древностей российских при Московском университете, длившуюся около семи лет. Переписка эта составила объемистое архивное «дело».
Изучая эту переписку, можно проследить борьбу прогрессивных и реакционных сил за утверждение каждой кандидатуры. После длительных обсуждений, наконец, в 1880 году был утвержден список (29 памятников). В него вошли писатели Н. И. Новиков, Д. В. Фонвизин, А. П. Сумароков, художники
и , архитекторы П. М. Еропкин и А. Ф. Кокоринов, адмиралы Ф. Ф. Ушаков, Г. А. Свиридов, А. С. Грейг и другие полководцы и государственные деятели, за имена которых боролись представители Академии художеств (в частности, ректор и конференц-секретарь П. Ф. Исаев) и Общество любителей истории и древностей российских, тогда как выдвинутое министерством двора имя духовника Екатерины II митрополита Платона было в итоге споров исключено из списка.Лишь после утверждения списка можно было приступить к исполнению бюстов и статуй. Для этого были приглашены скульпторы, ранее работавшие по проектам
, а также и новые мастера — М. А. Чижов, Н. А. Лаверецкий, М. П. Попов, И. И. Подозеров и А. Р. Бок. В отличие от предшествующего времени они работали уже по собственным проектам.Известно, что Чижов по этому заказу вылепил статую А. И. Бибикова (которого, понятно, нельзя причислить к прогрессивным деятелям, но имя которого было в утвержденном списке) «высотой в четыре аршина». Кроме Чижова, над бюстами начали работать и названные выше скульпторы. Так, известно, что М. П. Попов исполнил бюсты Н. И. Новикова и А. Ф. Кокоринова. Однако, когда в 1881 году на престол вступил Александр III, то все это ему, видимо, показалось подозрительно либеральной затеей. «Ввиду перерасходов по смете» работа не продвинулась далее.
В конце 1868 года Чижов уехал за границу в качестве пенсионера Академии художеств. Посетив по дороге Берлин, Дрезден, Мюнхен и Флоренцию и осмотрев музеи, Чижов обосновался в Риме, где тогда была довольно большая группа русских пенсионеров Академии.
Изучая в Риме художественные сокровища античности и Возрождения, Чижов одновременно работал и над темами из русской жизни. В первом же отчете, присланном в Академию, он сообщил, что работает над эскизом сюжетной композиции «У колодцаУ колодца (Первая любовь). 1873БронзаГосударственный Русский музей» (ГРМ), изображающей объяснение в любви парня молодой девушке. Позднее он повторил эту группу, увеличив ее до натуральной величины, и назвал «Первая любовь».
Это произведение Чижова было первым в его серии станковых скульптур из народной жизни.
Под станковой скульптурой принято понимать произведение портретной скульптуры, произведение скульптуры на бытовой или исторический сюжет, не связанное с архитектурой, состоящее из одной или нескольких фигур. Обычно станковая скульптура имеет сюжетную завязку, выраженную в непосредственном действии либо во внутреннем психологическом конфликте. По своему художественному языку, будучи детально вылепленной, она требует внимательного рассматривания на близком расстоянии.
«Первая любовь» представляет собой двухфигурную композицию. Присевший на невысокий сруб колодца деревенский парень пытается обнять стыдливо отвернувшуюся от него девушку.
Скульптор отлично передал лирический характер сцены: лица и жесты выразительно раскрывают безмолвный диалог влюбленных. Простые одежды трактованы живописными складками, красиво выявляя формы тела. Типы парня и девушки опоэтизированы; они заставляют вспомнить образы крестьян на картинах
. Поэзия молодого чистого чувства раскрыта Чижовым с большим тактом и благородством. Фигуры скомпонованы так, что образуют ясный силуэт, легко читаемый с разных точек зрения.Чижов работал над самой разнообразной тематикой. Увлекаясь поэзией А. С. Пушкина, он создал ряд рельефов на тему пушкинских произведений: «Братья-разбойники», «Медный всадник», «Цыганы», «Борис Годунов», а также вылепил статуэтку «Татьяна» (местонахождение неизвестно). Наряду с образами, созданными Пушкиным, Чижова привлекали герои трагедий Шекспира. Такова была его попытка создать фигуру Гамлета (местонахождение ее также неизвестно).
В 1869 году Чижов вылепил статую «Христос перед народом», предваряя этот же замысел
. Известно, что в 60—70-х годах изображение Христа привлекало некоторых передовых художников возможностью поставить глубокие этические и общественные проблемы, идеей жертвенности, выраженной в иносказательной, но всем тогда понятной форме, наполненной современным прогрессивным содержанием.Общественная чуткость художника выразилась в его отношении к работорговле в Америке. Барельеф «Аукцион невольников в Новом Орлеане» — живой пример гуманистических воззрений скульптора (местонахождение скульптуры неизвестно).
В 1870 году скульптор обратился к темам из жизни детей, занявшим впоследствии немалое место в его творчестве. Так была создана композиция «Игра в жмурки», переведенная в 1872 году в мрамор (ГРМ). Двое малышей— брат и сестра — собираются играть в жмурки; мальчик послушно встал на колени, чтобы девочка могла дотянуться и завязать ему глаза. Серьезность девочки, старающейся завязать.узелок, противопоставлена игривости и притворной покорности мальчика, который плутовски подсматривает из-под сбившейся повязки.
Фигуры детей композиционно объединяются движением протянутых рук девочки, составляя группу, свободно включенную в единый силуэт. Хорошо увязан с общей композицией круглый цоколь.
Фигура девочки в коротенькой рубашке и обнаженный мальчуган вылеплены с отличным знанием особенностей детского тела.
Обе жанровые сцены — «У колодцаУ колодца (Первая любовь). 1873БронзаГосударственный Русский музей» и «Игра в жмурки» — заставляют признать, что Чижов был тонкий и наблюдательный мастер, умевший дать сюжетную завязку, естественно и легко строивший двухфигурные композиции. Не случайно в 1878 году он получил за эти работы звание академика. При всем сходстве этих групп между ними есть и существенное отличие: искренняя теплота чувств «У колодцаУ колодца (Первая любовь). 1873БронзаГосударственный Русский музей» не находит своего развития в группе «Игра в жмурки». При внешней естественности и незамысловатости построения сцены ей присуща, однако, известная сентиментальная слащавость; кокетливость манерно отставленных пальчиков девочки и интригующая гримаса мальчика вызывают в памяти салонные фарфоровые статуэтки середины XIX века.
Неровность в творчестве скульптора была обусловлена сложностью и противоречивостью художественной жизни той поры, борьбой передовых художников-реалистов с академической школой. В живописи успехи нового в борьбе со старым проявились быстрее, нежели в скульптуре, не занимавшей в те годы ведущего места.
Принипиально отличается от предшествующих работ своим глубоким содержанием лучшая композиция Чижова, известная под названием «Крестьянин в бедеКрестьянин в беде (На пепелище). 1872МраморГосударственная Третьяковская галерея», или «Погорелец», задуманная в 1870 году и отлитая в 1872 году в бронзе (Гос. Русский музей). В 1873 году она была переведена в мрамор (Гос. библиотека имени В. И. Ленина) и уже в начале работы над этой группой Чижов получил одобрение . В своем письме В. В. Стасову в октябре 1871 года писал из Рима: «Я обрадую Вас — в русских мастерских все работают на русские сюжеты... Если Чижов окончит так, как у него начато, — выйдет хороший сюрприз для нового искусства», — описывал он далее свое впечатление от скульптуры «Крестьянин в беде».
Такую же оценку давал и Крестьянин в бедеКрестьянин в беде (На пепелище). 1872МраморГосударственная Третьяковская галерея» Чижова — очень хорошая вещь».
, находившийся в это время в Риме. 8 октября 1873 года он писал : «и правильно оценили достоинства произведения Чижова. Оно резко противостояло не только эклектически-салонной скульптуре, но и тем сторонам творчества самого Чижова, которые уводили его от основного русла развития национального искусства.
Композиция Чижова «Крестьянин в бедеКрестьянин в беде (На пепелище). 1872МраморГосударственная Третьяковская галерея» созвучна картинам , посвященным крестьянской теме. Ее роднит с произведениями глубина передачи психологических переживаний, реализм исполнения. Только передовой художник, страстно желающий воплотить всю боль народа и передать сочувственное отношение к нему, мог создать столь сильный образ.
Глубокая правдивость произведения Чижова объясняется и тем, что крестьянская нужда была близка и понятна ему — сыну крестьянина.
...Словно постарев от горя, сидит крестьянин-погорелец на головнях пожарища, уронив голову на руку. Прильнувший к нему маленький сынишка робко старается вывести отца из горестного оцепенения.
Превосходно передал скульптор национальный тип красивого, опушенного бородкой лица русского крестьянина. Глубоко и верно раскрыл он состояние человека, поглощенного своим горем; отчаяние в его лице и глазах, в согбенной фигуре, в жесте правой руки, бессильно опущенной на колено. Он не обнимает сынишку, тот сам прижался к отцовским коленям. Взгляд мальчика устремлен к отцу. Он словно желает отвлечь отца от гнетущих мыслей. Скупые детали—черепок разбитого горшка, подкова, обломок колеса, лежащие возле ног крестьянина, дополняют картину разорения несложного крестьянского хозяйства.
Скульптура «Крестьянин в бедеКрестьянин в беде (На пепелище). 1872МраморГосударственная Третьяковская галерея» глубоко реалистически показывает трагическое положение пореформенного крестьянства.
При всем сочувствии, которое вызывает погорелец, здесь нет места слезливой жалости; он показан Чижовым как человек сильный, полный внутреннего достоинства и ума. Скульптор создал образ положительного героя, родственный лучшим изображениям крестьян в картинах передвижников и в поэзии Некрасова.
Значительность и новизна содержания отличают произведения Чижова от трактовки «крестьянской» темы художниками академического направления с их слащаво-приукрашенными образами крестьян. Естественность композиции, прекрасная реалистическая лепка фигур и одежды, передающая конкретность живой натуры, ставят произведения Чижова в число выдающихся произведений скульптуры второй половины XIX века.
Возможно, что в создании образа погорельца сыграли роль и сохранившиеся с детства личные впечатления скульптора. В своей автобиографии он пишет о пожаре в деревне и сгоревшем хозяйстве его семьи. Это тяжелое событие сильно поразило воображение художника и не могло не отразиться на глубоко эмоциональном строе скульптурной группы.
Успех скульптуры был общепризнан. Дважды она была показана на Всемирных выставках. Академия присудила Чижову в 1874 году золотую медаль за эту работу.
Произведение скульптора воспроизводилось и описывалось многими журналами. В «Вестнике изящных искусств» о нем писали: «В ряду немногих художников, поставивших себе задачей разрабатывать в русской скульптуре реалистические и национальные темы, одно из первых мест должно-быть бесспорно отведено Чижову, точно так же, как его группа должна быть названа одной из самых выдающихся из числа его работ. С редким искусством талантливый скульптор выразил в этих двух фигурах характерные народные типы, вложил в их позу и экспрессию правдивое непритворное горе и в то же время уберегся от тривиальности, не перешел за границу условий, необходимых во всяком истинно художественном изваянии. Скульптура «Крестьянин в бедеКрестьянин в беде (На пепелище). 1872МраморГосударственная Третьяковская галерея» в высшей степени выразительна и живописна. Такою она представляется со всех точек зрения, и ее одноцветность не мешает ей производить впечатление, близкое к впечатлению живой действительности». Признание Чижова художниками-передвижниками нашло свое выражение в приглашении его участвовать на 2-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок 1873 года. Чижов дал для выставки новую работу: портрет художника-мариниста (портрет впоследствии находился в училище Штиглица).
Портретные работы Чижова были положительно оценены В. М. Гаршиным, сочувствовавшим идеям передвижников.
Кроме портрета А. П. Боголюбова, скульптор исполнил еще портреты художников И. АйвазовскогоПортрет И. Айвазовского. 1873МраморГосударственный Русский музей (Гос. Русский музей), В. И. Якоби, П. Н. Грузинского, архитектора М. Е. Мессмахера (был в училище Штиглица), четы принцев Ольденбургских (Гос. Русский музей) и других. Еще в 1874 году при посредстве Чижов просил Стасова прислать материалы по иконографии М. В. Ломоносова. Просьба скульптора была вызвана его желанием лепить портрет великого русского ученого в молодости. В 1877 году в Петербурге Чижов выполнил мраморный бюст композитора М. И. Глинки, появление которого в фойе Мариинского театра приветствовал В. В. Стасов. Портретные бюсты Чижова не принадлежат к лучшим его произведениям. Хорошо передавая сходство, эти портреты отличаются несколько прозаической характеристикой. Наиболее удачен из них, пожалуй, мраморный бюст художника И. АйвазовскогоПортрет И. Айвазовского. 1873МраморГосударственный Русский музей, в котором автор передал романтический облик знаменитого мариниста.
В дальнейшем Чижов не прекращал работы над станковыми композициями.
К 1874 году относится его «Резвушка» — шаловливая, улыбающаяся девочка-подросток, которая, балансируя на жердочке, пытается перейти ручей. Реалистически переданы ее некрасивое личико и разметавшиеся волосы. Изгибающаяся фигурка девочки с раскинутыми в стороны руками вызывает ощущение неустойчивого равновесия. Однако статуя эта не является достижением Чижова. Тонкая рубашка с кружевами, кокетливо спускающаяся с плеча, натуралистично трактована скульптором. Лепка складок позволяет мастеру дать дополнительные пластические эффекты, но они несколько нарочито красивы. Переведенная в бронзу статуя была установлена в царском парке «Ливадия» (повторение статуи в Гос. Русском музее).
В 1875 году Чижов вновь создает двухфигурную композицию на тему из крестьянской жизни: «Мать-крестьянка учит дочь родному языку» (гипс, Гос. Русский музей). Эта группа изображает сидящую молодую крестьянку
в сарафане и прижавшуюся к ней девочку с книгой в руках. Обняв дочь, мать склоняется с ней над букварем.
По своей композиции эта группа напоминает скульптуру «Крестьянин в бедеКрестьянин в беде (На пепелище). 1872МраморГосударственная Третьяковская галерея». Впечатление внутреннего общения фигур достигается их позами, взглядом матери, ласково устремленным на девочку, и общим абрисом группы.
Тип крестьянки, одежды ее и девочки, прялка, лежащая под скамьей, на которой сидит женщина,— все это свидетельствует о знании художником русской деревни, его любви и уважении к человеку из народа. Вместе с тем по глубине раскрытия образов эта группа не может равняться с таким зрелым произведением, как «Крестьянин в бедеКрестьянин в беде (На пепелище). 1872МраморГосударственная Третьяковская галерея».
И все же журнал «Пчела», помещая воспроизведение композиции, отметил «простоту и задушевность сценки», похвалив «жизненность в изображении обыденного сюжета, приятность и выразительность лепки».
В конце 70-х годов Чижовым были созданы декоративные работы для министерства военно-морского флота. Усилившееся после Крымской войны строительство военных кораблей вызвало привлечение к украшению их ряда скульпторов. Известно, что в этой области работали скульпторы
, , и М. А. Чижов.В 60—70-х годах в мастерских этих скульпторов были созданы фигуры «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Минин», «Князь Пожарский», «Адмирал Лазарев», «Ослябя», «Богатырь», «Витязь», «Баян» и другие персонажи русской истории и древнего эпоса. Фигуры величиной больше натуральной величины, укрепленные на носу корабля, как бы срастались с его корпусом, переходя внизу в декоративный лиственный орнамент. Материалом для этих фигур служило преимущественно дерево.
В 1878 году Чижов исполнил носовые украшения для клиперов, носящих названия «Стрелок», «Пластун», «Наездник», «Джигит» и «Разбойник». Естественно, что название судна отразилось в сюжете фигуры, украшающей носовую часть (эскизы фигур хранятся в Центральном военно-морском музее в Ленинграде).
Укрепившиеся благодаря этим работам связи с министерством военно-морского флота помогли, видимо, Чижову принять участие в конкурсе на памятник адмиралу П. С. Нахимову для Севастополя, проект которого он исполнил в 1892 году. Фигура знаменитого флотоводца, возглавлявшего оборону Севастополя, дана во весь рост. Его лицо и поза выражают спокойное мужество. Архитектурная часть проекта была исполнена старшим сыном скульптора—архитектором Матвеем Матвеевичем Чижовым (род. в 1865г.), окончившим в ту пору Академию художеств.
В соавторстве с сыном участвовал Чижов и в конкурсе 1891 года на памятник Петру I, который предполагалось установить на поле сражения армии Петра со шведами в 1708 году у деревни Лесной. Проект Чижовых был удостоен премии.
В области надгробных сооружений Чижов работал сравнительно немного. Известно, что в 1880 году он создал надгробие великому русскому поэту Н.А. НекрасовуНадгробие Н.А. Некрасову. 1881Бронза с бронзовым бюстом на гранитном пьедестале, поставленном на кладбище Девичьего монастыря (Ленинград).
Бюст Некрасова, несколько по-античному задрапированный, передает лишь внешние черты поэта; в 1904 году Чижов повторил бюст Некрасова, в большом размере, для Нижегородской городской думы. Кроме надгробия Некрасова, скульптором исполнены в 1882 году бронзовый портрет-медальон на надгробии композитора Н.Г. Рубинштейна на Даниловском кладбище в Москве, а в 1902 году — портрет-медальон на надгробии писателя Д.В. Григоровича, погребенного на Волковом кладбище в Ленинграде.
В конце прошлого и начале нынешнего столетия мастер работал мало, исполняя иногда декоративные работы для строящихся в Петербурге зданий и интерьеров. Так, известно, что в 1897— 1903 гг. Чижов наряду с Адамсоном принимал участие в оформлении Троицкого (ныне Кировского) моста через Неву, сооружавшегося по проекту архитекторов Л. Бенуа, А. Померанцева и Г. Котова.
Последние годы художник отдавал свои силы педагогической деятельности в Центральном училище технического рисования Штиглица, где он вел педагогическую работу в течение 30 лет, начиная с 1879 года. Через его мастерскую прошло несколько поколений русских скульпторов, работавших в области декоративно-прикладного искусства. В 1900—1905 гг. учеником Чижова был
, известный советский скульптор.Наряду с педагогической работой Чижов с 1878 года занимал должность скульптора-реставратора Эрмитажа, участвуя также во всех петербургских реставрационных комиссиях. Так, весной 1912 года Чижов вместе с В. А. Беклемишевым, Л. Н. Бенуа, А. Л. Обером и Г. Р. Залеманом обследовал конные группы П. К. Клодта на Аничковом мосту и другую городскую скульптуру, нуждавшуюся в реставрации.
Еще в 1893 году, в связи с реформой Академии, в состав которой вошли тогда реалисты-передвижники, Чижов был избран действительным членом Академии художеств, а с 1894 по 1915 год состоял бессменным членом совета Академии. Скончался семидесятивосьмилетний скульптор 9 июня (27 мая ст. ст.) 1916 года и был погребен на Смоленском кладбище.
Художественное наследие Чижова говорит о том, что он, подойдя, наряду с
, и , к современной тематике, стал одним из родоначальников жанровой реалистической скульптуры, мастером сюжетной группы, правдиво раскрывающей черты русской народной жизни.
В. Ермонская (к сорокалетию со дня смерти).