Демут-Малиновский Василий Иванович [1779—1846]
Триумфальная колесница Победы. 1827—1834
-
- Название Триумфальная колесница Победы
- Год создания 1827—1834
- Материал Кованая медь
- Все работы автора Всего: 16
Описание
В 1814 году, для встречи гвардейских полков возвращающихся из Франции после победы над Наполеоном, здесь были поставлены деревянные ворота (проект
). Летом 1815 года через них прошли возвращающиеся войска. Тогда это место называлось Нарвской заставой. В 1827-1834 гг. по проекту взамен деревянных (и чуть южнее них) были построены современные ворота. Скульпторы - , , .К концу 20-х годов в России становится все более ощутимым наступление николаевской реакции. Правительственная и церковная цензура в эти годы стремится особенно строго контролировать деятельность художников. И в первую очередь это чувствуют мастера монументальных форм искусства, чья деятельность связана в основном с государственными заказами и субсидиями. Под давлением цензурных комитетов и различных комиссий, ведавших сооружением общественных зданий и скульптурных памятников, все чаще происходит выхолащивание большого народно-патриотического содержания и замена его идеями официальной государственности. Сдержанность и лаконизм художественных средств постепенно уступают место пышности и многословности.
Характерным примером, хотя и далеко не самым худшим, может служить исполненная в конце 20-х — начале 30-х годов
, и другими скульптура правительственных зданий Сената и Синода с ее холодными, малопонятными аллегорическими статуями «Законоведение», «Беспристрастие», «Благочестие» и т. п.Вопреки всем трудностям, в это же время создаются и такие произведения, как новые Нарвские воротаНарвские ворота в Санкт-Петербурге. 1827—1834 (архитектор В. П. Стасов) — памятник славы русской гвардий, отличившейся в боях 1812—1814 годов.
В скульптуре Нарвских воротНарвские ворота в Санкт-Петербурге. 1827—1834 проявляется настоящий, искренний патриотизм; ей свойственны тенденции несколько большей конкретности в изображении, нежели, скажем, скульптуре арки Главного штаба. Фигуры воинов, стоящих внизу (исполнены из листовой меди по моделям и ), уже не походят на античных героев, а имеют облик древнерусских витязей (изображены «в древней русской броне», как подчеркнуто в одном из документов строительной комиссии).
В самый разгар работы по созданию скульптур Нарвских воротНарвские ворота в Санкт-Петербурге. 1827—1834 постигает жестокий удар — по повелению Николая I, имевшего обыкновение самым бесцеремонным образом вмешиваться в художественную жизнь, скульптору было предложено подать заявление об отставке из Академии художеств, где он работал и преподавал уже около тридцати лет. Поводом к этому послужило недовольство Николая выполненными бюстами самого императора и императрицы. Через два с половиной года после этого, в 1833 году, умер.
суждено было значительно пережить своего товарища. Он умер в 1846 году в звании ректора Академии по скульптуре.