Гинцбург (Гинзбург) Илья (Элиаш) Яковлевич [1859—1939]

Сын писателя, будущий скульптор Гинцбург еще в детстве, живя в Вильно, увлекся вырезанием из точильного камня различных предметов и фигурок. Первые работы мальчика увидел и по достоинству оценил М.М.Антокольский Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) [1843—1902] Виднейший скульптор второй половины XIX века. За статую  «» художник был удостоен звания академика. Член-корреспондент Парижской академии. Награждён орденом Почётного легиона. Почётный член многих западноевропейских..., приехавший в Вильно в 1870. С тех пор началась учеба Гинцбурга у известного скульптора, переросшая затем в творческое сотрудничество и дружбу, которая продолжалась до смерти М.М.Антокольского Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) [1843—1902] Виднейший скульптор второй половины XIX века. За статую  «» художник был удостоен звания академика. Член-корреспондент Парижской академии. Награждён орденом Почётного легиона. Почётный член многих западноевропейских... в 1902. В мастерской учителя в Петербурге и под его руководством Гинцбургом были исполнены орнаменты на троне статуи «Иван Грозный» М.М.Антокольского Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) [1843—1902] Виднейший скульптор второй половины XIX века. За статую  «» художник был удостоен звания академика. Член-корреспондент Парижской академии. Награждён орденом Почётного легиона. Почётный член многих западноевропейских.... Позднее Гинцбург выполнил бюст К. К. Гроота для памятника последнему по проекту М.М.Антокольского Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) [1843—1902] Виднейший скульптор второй половины XIX века. За статую  «» художник был удостоен звания академика. Член-корреспондент Парижской академии. Награждён орденом Почётного легиона. Почётный член многих западноевропейских... и ряд других работ. Облик учителя и друга был запечатлен уже зрелым скульптором в портретных статуэтках (например, «М. М. Антокольский у станка», 1897) и в бронзовом бюсте (1907). Гинцбург же стал автором надгробия Антокольскому (1909). Под значительным влиянием М.М.Антокольского Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович) [1843—1902] Виднейший скульптор второй половины XIX века. За статую  «» художник был удостоен звания академика. Член-корреспондент Парижской академии. Награждён орденом Почётного легиона. Почётный член многих западноевропейских... сложился и творческий метод Гинцбурга, отличающийся точностью наблюдений, тщательностью трактовки деталей.

В 1878 Гинцбург принят на скульптурное отделение Петербургской АХ. В 1886 за программную работу - барельеф «Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима» - он получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-й степени. Работал скульптор в основном в пластике малых форм. Им выполнены многочисленные жанровые статуэтки на сюжеты из жизни детей: «Мальчик, собирающийся купаться» (1886), «Молодой музыкант» (1890), «На качелях» (1901).

Специфической формой малой пластики стал разработанный Гинцбургом особый вид портретных статуэток, изображающих деятелей культуры и искусства и передающих их образы в состоянии повседневной творческой деятельности. Таковы гипсовые и бронзовые статуэтки художников И. И. Шишкина, В. В. Верещагина (обе — 1892), И. Е. Репина (1897), В. И. Сурикова (1914), писателей Л. Н. Толстого (1891), М. Горького (1894), композитора и пианиста А. Г. Рубинштейна (1898) и др. Вообще, область портрета стала едва ли не основной в творчестве скульптора. Кроме портретных статуэток, Гинцбург выполняет многочисленные бюсты представителей художественной интеллигенции — И. Н. Крамского (1886, гипс; 1887, бронза), Д. В. Григоровича (1884), В. С. Соловьева (1900). Другой значительной сферой деятельности скульптора, принесшей ему известность, было создание художественных надгробий. В 1900—1910 им создан ряд надгробных памятников (например, В. В. Стасову, 1908).

Работал Гинцбург и в области монументальной скульптуры. Ему принадлежат памятники деятелям науки и культуры, в которых проявился неизменный интерес скульптора к портрету. Наиболее значительны из них памятник Н. В. Гоголю в Сорочинцах (1911), И. К. Айвазовскому в Феодосии (1915). В советское время Гинцбург участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, выполнив известные портретные памятники Г. В. Плеханову (1921- 25) и Д. И. Менделееву (1930—1932) в Ленинграде, а также ряд скульптурных групп, посвященных революции (1926).

Занимался Гинцбург и преподавательской деятельностью: в 1918 был избран на должность профессора - руководителя скульптурной мастерской петроградских ГСХМ; в 1921—1923 был деканом скульптурного факультета Вхутемаса. Уроженец г. Гродно. Работал в мастерской М. М. Антокольского в С.-Петербурге (с 1870 г.). Учился в частном пансионе англичанина Гирса (с 1872 г.), затем перешел во 2-е Реальное училище, по окончании которого поступил в ИАХ, где учился (1878–1886) у А.Р.фон Бока, Н. А. Лаверецкого и И. И. Подорезова. Одновременно посещал РШОПХ. Получил большую золотую медаль (1886) и звание классного художника 1-й степени за программу «Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима». Работал в станковой и монументальной скульптуре, в области малой пластики и портрета (1880–1890), в медальерной пластике (нач. ХХ в.). Удостоился звания академика (1911). Профессор-руководитель скульптурной мастерской ПГСХУМ (1918–1925). Декан скульптурного факультета (1921–1923). Работал преимущественно в малых формах скульптуры. Автор многочисленных жанровых и портретных статуэток. Выполнил ряд портретных бюстов современников – крупнейших русских художников, писателей, музыкантов, ученых, артистов и общественных деятелей.