Гуро (Нотенберг) Елена (Элеонора) Генриховна [1877—1913]

В истории русского авангарда нет другого такого художника, для которого литература, поэзия и живопись были бы так неотторжимо слиты, как это было у Е. Г. Гуро. О ней нельзя говорить только как о художнике или как о поэте, авторе дневников или же катализаторе художественных идей. Она не создала системы или школы, не попала в силки какой-либо, пусть собственной, художественной платформы, но взгляды и личность Гуро оказывали влияние на художников и поэтов, окружавших ее, и во многом определяли концепции по крайней мере двух художественных группировок - "Союза молодежи" и "Гилей".

Тринадцати лет Гуро поступила в Рисовальную школу при ОПХ в Петербурге. В 1903-05 гг. посещала студию художника импрессионистического толка Я. Ф. Ционглинского. Там она познакомилась с талантливым музыкантом и живописцем, а впоследствии и теоретиком искусства М. В. Матюшиным, ставшим вскоре ее другом и единомышленником. В 1906-07 гг. они вместе посещают художественную школу Е. Н. Званцевой (располагавшуюся в том же петербургском доме, что и знаменитая "башня" поэта Вяч. И. Иванова), где преподавали такие мастера модерна, как М. Добужинский Добужинский Мстислав Валерьянович Добужинский Мстислав Валерьянович [1875—1957] Великий русский художник. График и театральный художник. Член объединения «Мир искусства». Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»). Оформлял... и Л.С.Бакст Бакст (Розенберг) Лев (Лейб-Хаим) Самойлович (Израилевич) Бакст (Розенберг) Лев (Лейб-Хаим) Самойлович (Израилевич) [1866—1924] Русский художник театра, живописец, график. Один из основателей общества «Мир искусства». С 1911 был художественным директором «Русских сезонов» Дягилева. Считается одним из основателей стиля «ар деко». Выработанные....

Истоки творчества Гуро можно найти и в символизме Борисова-Мусатова Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович [1870—1905] Учился в Саратове в рисовальной школе И.Ф. Ананьева, в студии живописи и рисования Саратовского общества любителей изящных искусств у В.В. Коновалова и Г.П. Баракки, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-1891, 1893-1895), в Академии художеств... и М.Врубеля Врубель Михаил Александрович Врубель Михаил Александрович [1856—1910] Русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Учился в петербургской Академии художеств (1880—84) у П.П. Чистякова. Брал уроки акварели у И.Е. Репина.С 1889 в Москве. В 1891 руководил постройкой..., которых она глубоко почитала. Стоит выделить несколько периодов в творчестве художницы, определяемых направлениями ее исканий: до 1906 г. - ученичество, впитывание и переосмысление импрессионизма, "мирискуснической" стилистики (оформление совместно с Н. Любавиной книги "Шарманка").

Она возвела этюдность, незавершенность, фрагментарность в ранг самостоятельных качеств, присущих творческому акту, а значит, и плоду его - произведению. Гуро делала сначала этюд общей формы, например дерева или кошки, часто сразу кистью, одновременно следя за изменчивостью натуры во времени и стилизуя ее, то есть приближаясь к сути объекта. Затем изображала часть объекта: ствол дерева или голову кошки, стараясь не потерять характерности целого. И наконец, фрагмент - кора дерева, лапа кошки, - в котором, как в семени, сохранялось все дерево или животное.

Для живописи Гуро характерны светлые, прозрачные тона. Так, об одном из ее портретов Вяч. Иванов сказал, что здесь дано "новое Я, абсолютно проницаемое для света". Работая красками, Гуро занялась поисками соотносимости звуков с цветом и цвета с музыкой.

Одновременно с картинами, этюдами, иллюстрациями Гуро создавала стихи, пьесы, вела дневниковые записи. Последние, являясь своеобразным словесным подстрочником ее живописи, поэзии и жизни души, обладают совершенно самостоятельной литературной ценностью. Слово, линия, цвет, музыка - соприродны, утверждает Гуро, ибо имеют общий исток и соединяются вновь в интуитивном прозрении. В 1909 г. Гуро и Матюшин основали в Петербурге издательство "Журавль" и в этом же году стали инициаторами создания общества художников "Союз молодежи" - одной из основных новаторских группировок русского авангарда. Авторитет "проповедника нового" имела Гуро и у поэтов группы "Гилея" В. Хлебникова и А. Е. Крученых.