Иванов Александр Андреевич [1806—1858]
Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающийся музыкой и пением. . 1831—1834
-
- Название Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающийся музыкой и пением.
- Год создания 1831—1834
- Материал Холст, масло
- Размер 100 x 139
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы автора Всего: 225
Описание
В это время
был уже автором нескольких картин, законченных, огромного размера рисунков с античных статуй «Лаокоон», «Венера Медицейская», «Боргезский боец» (Третьяковская галлерея), множества рисунков с академических натурщиков. В его ранних альбомах находится также целый ряд эскизов карандашом и сепией на исторические и античные темы, среди которых мелькают немногочисленные натурные зарисовки; еще реже встречаются портреты. Ко времени, непосредственно предшествующему отъезду за границу, относится небольшой «Автопортрет», написанный масляными красками.Уже в академические годы Иванов серьезно изучал Эрмитаж и Музей Академии художеств, но копий с картин, по-видимому, тогда не делал. Его внимание привлекал немецкий художник и теоретик искусства Рафаэль Менгс. По-видимому,
был знаком не только с живописью Менгса (картины Менгса находились в Эрмитаже и в Музее Академии художеств), но также и с его теоретическими трудами, так же как с книгами и статьями Винкель-мана (бывшими настольными у Иванова-отца). Таким образом, классическое направление искусства было знакомо Иванову не только по художественным образцам, но и по трудам крупнейших его теоретиков.В мае 1830 года
покинул Петербург. По пути он останавливался в Дрездене и Вене. В Дрезденской галлерее он сделал рисунок с головы «Сикстинской мадонны» Рафаэля и скопировал одну из находящихся там картин Пуссена. В начале 1831 года Иванов достиг Рима. Он прожил в Италии почти безвыездно до 1858 года, не прерывая, однако, живой связи с родиной, мечтая служить ей своим искусством.При отъезде за границу художник был снабжен обширной «инструкцией», в которой Комитет Общества поощрения художников (командировавший Братья ИосифаБратья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина. 1831-. 1833Холст, масло, 49,5 x 62,7Государственная Третьяковская галерея»).
так же, как раньше ) предусматривал распорядок его занятий на все три года пенсионерства. Во исполнение «инструкции» сделал картон с «Сотворения человека» из плафона Сикстинской капеллы Микельанджело. В то же время он усердно изучал музеи Рима, занимался рисунком с натуры (по преимуществу женской) во Французской академии и усиленно искал тему для большой картины. Один за другим он отвергал многочисленные сюжеты, невзирая на затраченный труд (например, «Иосиф и жена Потифара», «Как дань классицизму
начал картину в духе Пуссена «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой» (1831 — 1834, Третьяковская галлерея), широко используя памятники античной скульптуры. Картина осталась не вполне законченной. Несмотря на это, она является одним из самых совершенных произведений русского классицизма. Прекрасно сгруппированные фигуры кажутся оживленными статуями. Древесная листва чудесно контрастирует с цветом обнаженных тел: нежным цветом тела Гиацинта, смуглым Кипарисом и словно выточенной из слоновой кости фигурой Аполлона. Картина представляет собой музыкально слаженную, гармоническую композицию. Сравнение эскизов показывает, что сознательно добивался музыкальной красоты плавных линий и пластического совершенства формы. Замечательно вдохновенное лицо Аполлона. Взяв за основу образа голову Аполлона Бельведерского, вдохнул в нее новую жизнь — жизнь чувства. Этот метод переработки античных образов стал для основным в течение всей первой половины его творчества. К критике своих замыслов привлекал наиболее авторитетных художников, живших тогда в Риме: из русских — чаще всего , из иностранных художников — Ф. Овербека и Б. Торвальдсена и последнего представителя итальянского классицизма — В. Камуччини.