Иванов Александр Андреевич [1806—1858]
Берег моря. 1850-е годы
-
- Название Берег моря
- Год создания 1850-е годы
- Материал Холст, масло
- Все работы автора Всего: 225
Описание
Среди серии воды и камней к пейзажам действительно написанным alla prima, относится «Берег моря» (ГТГ). В сравнении с более ранними работами, оставшимися неоконченными, здесь меняется сам характер наложения красочного слоя. В неоконченных работах при всей динамике наложения красочного слоя прикосновение кисти всего лишь растирает краску по холсту, это лишь подготовка, часто съедающая саму интенсивность цвета.
В пейзажах, подобных «Берегу моря», живописный метод мастера достигает своей отточенности. Если смотреть на пейзаж издалека, кажется, что для передачи этого неповторимого ощущения свежести, спокойной глади воды требовалась длительная работа, и только вблизи можно увидеть, что это написано за один сеанс. Благодаря прозрачности живописи можно особенно хорошо проследить весь процесс работы.
Рисунок карандашом в этом пейзаже самый общий, состоит всего из нескольких контурных линий, и совершенно ясно, что он играл лишь незначительную роль для выяснения композиции. Все остальное решается с помощью кисти, сразу моделирующей объем. То, что
пользовался быстро сохнущими разбавителями при достаточно тонком красочном слое, позволяло ему очень гибко использовать такой материал, как масло, и при этом до некоторой степени сохранять старые приемы многослойной живописи, а именно — в нужных местах обогащать красочную поверхность еще одним красочным слоем. Так, в рассматриваемом пейзаже вода, берег, камни в воде написаны alla prima, в прибрежных скалах видна последующая работа — «протекание» цвета (термин, употребленный по отношению к пейзажам С. Коровкевич): голубизны моря — в скалы, серо-вгленых камней — в морские дали. Это понятие «определяет качество изменения цвета в связи с углублением пространственных ощущений». Сама возможность проследить пространственные изменения цвета в достаточной мере показывает конструктивность художественной системы .