Иванов Александр Андреевич [1806—1858]
Четыре нагих мальчика.
-
- Название Четыре нагих мальчика
- Материал Холст, масло
- Размер 47,7 х 64,2
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы автора Всего: 225
Описание
Этюды мальчиков для картины 1837-1857 «Явление Христа народуЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея» (Явление Мессии), находящейся в ГТГ.
В записной книжке художника, хранящейся в отделе рукописей Библиотеки им. В. И. Ленина, есть еще один эскиз этой композиции, в котором третья фигура уже исключена. В этом измененном варианте две оставшиеся фигуры из обоих эскизов встречаются в одном из лучших ивановских пейзажей — «Четыре обнаженных мальчика на белых и красных драпировках» (ГРМ). При сохранении между ними общего действия (взгляда, обращенного стоящим к лежащему на спине) они повернуты в противоположную сторону, то есть ясно видно, что художник свободно обращается с экизом, но тем не менее широко его использует.В методе работы над ранним пейзажем «Семь мальчиковСемь мальчиков. Холст, масло, 43,7 х 64,5Государственный Русский музей» и одной из последних композиций — «На берегу Неаполитанского заливаНа берегу Неаполитанского залива. Вторая половина 1830-х - 1840-еХолст, масло, 41,4 x 60Государственная Третьяковская галерея» — есть много общего. Они обладают качествами пейзажа-картины. Умение предвидеть результат, использование подготовительных этюдов давали художнику возможность изменять последовательность в работе. В некоторых пейзажных композициях с мальчиками художник пишет вначале пейзаж, а затем поверх него фигуры. Это можно видеть как в ранних «Семи мальчиках» (когда пейзаж проглядывает через драпировку сидящего или ноги стоящего на переднем плане мальчика), так и в последней композиции «На берегу Неаполитанского залива», где на этот раз небо просвечивает сквозь фигуру стоящего мальчика.
Пейзаж «Четыре обнаженных мальчика на белых и красных драпировках» (ГРМ) был написан вслед за пейзажем «Семь мальчиковСемь мальчиков. Холст, масло, 43,7 х 64,5Государственный Русский музей». В измененном виде художник сохраняет те же композиционные моменты, пишет обнаженного мальчика, стоящего во весь рост с драпировкой через плечо, а также мальчиков, сидящих на переднем плане под деревом. Их уже двое, они без драпировок и, следовательно, меньше напоминают героев картины «Явление Христа народуЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея». Возможно, что сидел и третий, как в предыдущей композиции, но потом, уставши позировать, лег в непринужденной позе, раскинув руки и положив нога на ногу. По-видимому, художник решил ввести столь непринужденную позу, потому что композиционно, благодаря ритму линий, эта фигура гораздо больше оказалась связана со стоящей, чем прежде в «Семи мальчиках». В результате происшедших изменений мальчики, сидящие под деревом, были в процессе работы несколько продвинуты в глубину композиции, их прежние очертания проступают через тонкий красочный слой. И опять наиболее закончен мальчик, стоящий с драпировкой, для которого существует несколько подготовительных этюдов, написанных в мастерской, а также рисунки.
Интересно проследить, как применяется здесь система многослойных прокладок. Цветовой ковер земли обогащается постепенно: поверх зеленого с коричневыми вкраплениями подмалевка и свободного рисунка травы п валунов (особенно это видно в правом нижнем углу) кладутся свободные пастозные мазки. Уже почти закончив драпировки и траву вокруг лежащего мальчика, художник решает переделать отдельные места. Для этого он покрывает траву, а также яркие драпировки белилами, чтобы добиться нового цвета как бы на белом грунте, но не успевает по каким-то причинам дописать драпировки, и белильные прокладки так и остаются неожиданными динамичными вспышками на траве.
Фигуры на заднем плане более второстепенны, и им не придается такое значение, как мальчику с драпировкой. По теневой прокладке свободно лепятся пастозными отрывистыми мазками белил и светлой охрр мышцы грудной клетки, ноги. Здесь нет тончайших рефлексов, видимых па обнаженных телах переднего плана.
Рассматриваемая работа занимает промежуточное место среди пейзажей с мальчиками. Об этом говорит меньшая связь по сравнению с «Семью мальчиковСемь мальчиков. Холст, масло, 43,7 х 64,5Государственный Русский музей», с большой картиной, а также ряд этюдов, показывающих стремление к самостоятельному пейзажу-жартине с фигурами.