Иванов Александр Андреевич [1806—1858]
Две сидящие натурщицы на фоне зелени. Начало 1830-х
-
- Название Две сидящие натурщицы на фоне зелени
- Год создания Начало 1830-х
- Материал Холст, масло
- Размер 74 х 61,5
- Собрание Государственный Русский музей
- Все работы автора Всего: 225
Описание
Тема человека в пейзаже давно интересовала
. Действие задуманных в Италии композиций происходит на открытом воздухе.Пожалуй, самым первым из написанных в пленэре является «Две женщины на фоне зелени» (ГРМ). Он относится к периоду работы над композициями «Аполлон, Гиацинт и КипарисАполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающийся музыкой и пением.. 1831—1834Холст, масло, 100 x 139Государственная Третьяковская галерея» (1831— 1834) и «Явление Христа Марии МагдалинеЯвление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835Холст, масло., 242 x 321Государственный Русский музей» (1834—1835). Как известно, при работе над второй картиной художник впервые использовал венецианских колористов, в которых его поразила «откровенная теплота расцвечивания, соединенная в одну массу».
Выполняя в самом начале своего творческого пути многочисленные этюды с натуры, художник хотел на природе проверить сведения, почерпнутые от созерцания и копирования старых мастеров. Отношение этюда к названным композициям очень своеобразно и напоминает связь между портретными этюдами и «Явлением Христа народуЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея». Уже тогда для этюда «Две женщины на фоне зелени» художник выполняет не только подготовительный рисунок, но и акварельный эскиз фигур без пейзажа. Интересен и другой рисунок в одном из ранних альбомов, изображающий этих же натурщиц. Одна из них стоит вполоборота к сидящей на земле, ее поза совершенно совпадает с положением мальчиков в таких поздних пейзажах, как «На берегу Неаполитанского заливаНа берегу Неаполитанского залива. Вторая половина 1830-х - 1840-еХолст, масло, 41,4 x 60Государственная Третьяковская галерея» (поза сидяшего) и «Нагой мальчикНагой мальчик. Холст, масло, 47,7 х 64,2Государственный Русский музей». Все это говорит о связи с ними данного этюда, который мы рассматриваем как первый пейзаж с фигурами. Композиция этюда соответственно и рисунка весьма далека от таких композиций как «Аполлон, Гиацинт и КипарисАполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающийся музыкой и пением.. 1831—1834Холст, масло, 100 x 139Государственная Третьяковская галерея» и «Явление Христа Марии МагдалинеЯвление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835Холст, масло., 242 x 321Государственный Русский музей». Их объединяет только изображение тел на фоне зелени и ярких (это определение больше относится к этюду) драпировок. Сидящая на подушке натурщица немного похожа на Магдалину, но даже А. В. Лебедев, который пытался все ивановские этюды связать с определенными большими композициями, не смог это сделать точно в отношении данной работы.