Иванов Александр Андреевич [1806—1858]
Кастель Гандольфо, в Альбанских горах. вторая половина 1830-х - 1840-е
-
- Название Кастель Гандольфо, в Альбанских горах
- Год создания вторая половина 1830-х - 1840-е
- Материал Бумага на холсте, масло
- Размер 46 x 63
- Собрание Государственная Третьяковская галерея
- Все работы автора Всего: 225
Описание
Вновь переходя к теме человека в пейзаже, интересно проследить, кан постепенно Две женщины, сидящие на фоне зелениДве сидящие натурщицы на фоне зелени. Начало 1830-хХолст, масло, 74 х 61,5Государственный Русский музей», к вспомогательным этюдам, то станет ясно, что в первых самостоятельных пейзажах с фигурами еще не найдено соотношение между человеком и окружающей его природой. В рисунках и в работах маслом величие природы подавляет маленькие человеческие фигурки.
увлекается этой темой. Если отнести такую работу, как «В раннем альбоме, относящемся еще к 1831—1834 годам, то есть к работе над «Явлением Христа народуЯвление Христа народу (Явление Мессии). 1837—1857Холст, масло, 540 x 750Государственная Третьяковская галерея», среди пейзажей любимого Ивановым городка Субиако есть лист, на котором среди большого панорамного пейзажа, изображающего город, деревья, реку, среди камней стоит во весь рост вышедший из воды мальчик. Он явно позирует и даже, возможно, от холода обхватил свое тело руками. Пейзаж, так же как и фигура, нарисован тонкими контурными линиями, которыми выполнены многие листы в альбомах. В этих же альбомах часто встречаются рисунки с античных ваз и фресок, копируя которые художник убеждался, что гибким лаконичным контуром хорошо выявлять все многообразие натуры и строить изображение на плоскости листа, не разбивая его светотеневой моделировки. Часто на некоторых листах потом вводится акварель, и таким образом при развитом умении выявить главное художник мог представить жизнь во всей ее многообразии и полноте. В дальнейшем именно это отшлифованное мастерство рисовальщика помогает ему выработать новый индивидуальный взгляд и живописную манеру при работе над пейзажами с мальчиками и Библейскими эскизами. Небольшая фигурка мальчика из раннего альбома не носит характера занимательного стаффажа, но она несколько теряется среди природы.
Человек постепенно завоевывает свои позиции, и поэтому характерно его появление уже в живописных пейзажах. Например, в пейзаже «Кастель Гандольфо. В Альбанских горах» появляется крошечная женская фигурка в красной кофте, белом чепце и сарафане. Она написана уже поверх пейзажа, но своей миниатюрной поступью точно попала в ритм дышащей зноем земли, рыжих камней и буйной зелени. На этот раз художник, встретив человека в тех уединенных местах, где он обычно пишет скромные мотивы, вводит его в пейзаж. Работа была написана в середине 40-х годов, то есть перед пейзажами с мальчиками. В этом пейзаже как бы случайно «забредший» сюда человек займет позднее полноправное место среди природы. Мальчики, появляющиеся в ивановских пейзажах, становятся не только хозяевами природы, но олицетворяют духовное начало в пантеистическом слиянии с природой.
На этом пути встречаются и более традиционные промежуточные решения, такие, как «Неаполь с дороги в ПозилиппоНеаполь с дороги в Позилиппо. 1850-е (?)Бумага на холсте, масло, 40 х 57,5Государственный Русский музей», где намеченные фигуры мальчиков еще недостаточно найдены и несколько теряются на фоне панорамы города. Несмотря на безукоризненность выполнения, правый угол с пиниями и мальчиками недостаточно связан композиционно с блистательным изображением неаполитанских крыш.